Департамент образования города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 573 «Мозаика» г. Екатеринбург, пр. Решетникова, 10 а, тел. (343) 240-28-28, 240-12-73 http://573.detsadural.ru, mdou573@eduekb.ru Принята Педагогическим советом Утверждена Заведующим МАДОУ детского сада № 573 «Мозаика» ____________Е.Б. Зубковой Приказ № 53а от «14» декабря 2022 г. Протокол № 4 от «14» декабря 2022 г. АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Срок реализации 2 год (Новая редакция от 14.12.2022) Разработчик: учитель-логопед Филяева Е.П. Руководитель: заместитель заведующего Евдокимова В.В. Екатеринбург 2022 Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................ 3 Пояснительная записка ............................................................................................................3 Нормативно-правовые основания разработки программы ...................................3 Цель и задачи программы.......................................................................................................3 Методологические основания разработки программы ...........................................4 Принципы построения программы ....................................................................................6 Значимые для разработки и реализации программы характеристики ............7 Планируемые результаты освоения программы .........................................................8 Взаимодействие с семьями воспитанников ...................................................................9 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................... 11 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................... 18 Система коррекционно-развивающей работы в условиях логопедического пункта для детей с ОНР. Организация образовательной деятельности .......... 18 Тематическое планирование логопедической работы в старшей группе ... 19 Тематическое планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе .............................................................................................................................. 24 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа коррекционноразвивающей работы в условиях логопедического пункта (далее по тексту – программа) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 573 «Мозаика» (далее по тексту – МАДОУ) для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи является компонентом ООП-ОП ДО МАДОУ детского сада № 573. Нормативно-правовые основания разработки программы Программа разработана в соответствии: − Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; − Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; − СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28); − Приказ Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; − Распоряжение Минпросвещения от 06.08.2020 № P-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; − Письмо Минпросвещения от 25.03.2020 № 07-2395 «О деятельности ПМПК в связи с распространением COVID-19». Адаптированная образовательная программа предназначена для осуществления коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) дошкольников. Цель и задачи программы Цель программы – обеспечить комплексный подход в коррекции, обучении и развитии детей с ФФНР и ОНР. Цель коррекционно-логопедической работы – освоение детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Задачи программы: • своевременное выявление в группе детей с ФФНР и ОНР; • определение особых образовательных потребностей детей; 3 разработка и реализация плана индивидуально-коррекционного маршрута ребенка с ФФНР и ОНР в ДОО и семье; • систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми с ФФНР и ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами; • оценка результатов помощи детям с ФФНР и ОНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению; • создание условий, способствующих освоению детьми с ФФНР и ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении; • осуществление индивидуально-ориентированной психологомедико-педагогической помощи с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК); • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ФФНР и ОНР по медицинским, социальным и другим вопросам. Задачи коррекционно-логопедической работы: • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; • формирование правильного произношения: развитие артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия; • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; • развитие навыков связной речи. • Методологические основания разработки программы Планирование коррекционной работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетикофонематического недоразвития (Левина Р. Е.). В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.). При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания 4 сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. 5 Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-сс’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительноласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Принципы построения программы Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоциональноличностное и социально-коммуникативное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня. Основой Программы является создание оптимальных условий для 6 коррекционно- развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционноразвивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы: 1. принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; 2. принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; 3. принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; 4. принципы интеграции усилий специалистов; 5. принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; 6. принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; 7. принцип постепенности подачи учебного материала; 8. принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. Значимые для разработки и реализации программы характеристики Основной формой работы является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект программы. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную 7 работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников. В программе взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоках интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей «Взаимодействие с семьями воспитанников», а также в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях. Программа содержит описание организации и содержания коррекционно- развивающей работы в старшей и подготовительной к школе группах для детей с ОНР во всех пяти образовательных областях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Планируемые результаты освоения программы Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка. 8 Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко- слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире. Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности. Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности. Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Взаимодействие с семьями воспитанников Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательновоспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. В логопедическом пункте учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задают много 9 проблемных вопросов. Родители должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии. Для детей старшего возраста, посещающих логопункт, родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации. Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе. На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют». Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. 10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности с детьми в старшей группе РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов- антонимов. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с 11 различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога). РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА Развитие просодической стороны речи. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над слоговой структурой слова. Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их 12 отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки- описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами. Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх. Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге. Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских 13 музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4–8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу). Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности. Подготовительная к школе группа РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов. Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами- синонимами. Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей. Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений. Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами. Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. 14 Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных. Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени. Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины. Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений. Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Развитие просодической стороны речи. Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Коррекция произносительной стороны речи Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата. Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности. Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза. Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями 15 согласных (планка) и введением их в предложения. Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех, пяти звуков. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадкиописания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы. Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить 16 представления о них. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. 17 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Система коррекционно-развивающей работы в условиях логопедического пункта для детей с ФФНР и ОНР. Организация образовательной деятельности Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей влияет на эффективность коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно- развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы: 1. логопедические пятиминутки; 2. подвижные игры и пальчиковая гимнастика; 3. индивидуальная работа; 4. рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи сдвижением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, 18 подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков. Тематическое планирование логопедической работы в старшей группе № п/п Тема Содержание работы 1 Здравствуй, детский сад (1-ая, 2-ая недели сентября) 2 Осень в гости к нам пришла (3-яя, 4-ая недели сентября) 3 Земля наш общий дом (1-ая, 2-ая недели октября) 4 Осень (3-яя, 4-ая недели октября) Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к детскому саду. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Расширение представлений детей об осени. Развитие умений устраивать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Расширение знаний об овощах и фруктах. Словарь «Огород. овощи»: огород, грядка, парник, теплица, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свѐкла, картофель, огурец, помидор, репа, клубень, ботва, круг, квадрат, треугольник, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый, собирать, таскать, копать, срезать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, вверху, внизу, слева, справа, посредине, далеко, близко, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под Словарь «Сад. фрукты»: Сад, фрукты, дерево, ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. Расширение представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Продолжать вести сезонные наблюдения. Словарь «Осень. Названия деревьев»: Осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листья, береза, дуб, клен, осина, рябина, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. 19 6 Единство народов Знакомство с родным городом. (1-ая, 2-ая недели ноября) 7 Я и моя семья (3-яя, 4-ая недели ноября) 8 «Зимушка – зима» (1-ая, 2-ая недели декабря) 9 «Новогодний калейдоскоп» (3-яя, 4-ая недели декабря) Словарь «Лес. Грибы и лесные ягоды» : Лес, дерево, куст, дорожка, тропинка, корзина, лукошко, опушка, полянка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, черника, клюква, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. Формирование начального представления о родном крае, его истории и культуре. Словарь «Наш город. Моя улица»: город, столица, Екатеринбург, улица, площадь, река, красивый, прекрасный, строить, стоять, жить, любить, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Словарь «Мои игрушки»: мяч, машинка, мишка, кукла, пирамидка, кубики, юла, флажок, клоун, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, высокий, низкий, играть, катать, купать, кормить, заводить, запускать, нагружать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со) Расширение представлений детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Словарь «Зима»: Зима, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, дуть, завывать, засыпать, покрывать, замерзать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со). «Одежда»: одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий, надевать, одевать, носить, завязывать, застегивать, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять. Организация всех видов детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Словарь: праздник, утренник, хоровод, танец, пляска, песня, Дед Мороз, Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка, гирлянда, свеча, флажок, радость, смех, поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать, красный, синий, желтый, зеленый, голубой, розовый, белый, оранжевый, разноцветный, пушистый, треугольный, круглый, квадратный, вверху, внизу, спереди, 20 10 Зимние забавы (2-ая, 3-яя недели января) 11 Мы спортсмены (4-ая неделя января) 12 Мы живем на Урале (1-ая, 2-ая недели февраля) 13 Защитники отечества (3-яя, 4-ая недели февраля) 14 Весенняя капель (1-ая, 2-ая недели марта) сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с (со). Словарь «Зимующие птицы»: Зима, птица, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, кормушка, зерно, встречать, кормить, насыпать, дуть, завывать, засыпать, покрывать, замерзать, помогать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со). Знакомство с зимними видами спорта. Словарь «Обувь»: тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить, ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, на, в, у, под, с (со). Продолжать знакомство с зимними видами спорта. Расширять представление о спортивных профессиях, знакомство с некоторыми выдающимися людьми. Расширение представлений об Урале. Его традиции, достопримечательности, драгоценные камни. Формирование представлений о мебели, изготовленной из разных материалов. Словарь: мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, сутки, день, ночь, утро, вечер, большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с. Знакомство детей с военными профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник), с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер), с флагом России. Воспитание любви к Родине. Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Организация всех видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме. Словарь: весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник, птица, утро, день, вечер, ночь, пригревать, таять, звенеть, появляться, чирикать, теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за. Словарь «Мамин праздник». «Профессии мам»: мама, бабушка, сестра, тетя, праздник, букет, подарок, рисунок, поделка, мимоза, тюльпан, учитель, врач, инженер, продавец, поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать, работать, делать, учить, праздничный, солнечный, красивый, радостный, веселый, 21 15 Народные культуры и традиции (3-яя, 4-ая недели марта) 16 Космическая фантазия (1-ая, 2-ая недели апреля) 17 Весеннее пробуждение (3-яя, 4-ая недели апреля) 18 День победы (1-ая, 2-ая недели мая) любимый, много, весело, я, мы, вы, он, она, оно, они, мне, тебе, нам, вам, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, в, на, у, с (со), под, за. Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и другие), знакомство с народным промыслом. Расширение представлений, знаний о посуде. Словарь «Посуда»: кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, сутки, утро, день, вечер, ночь, стеклянный, металлический, фарфоровый, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, ставить, хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, поровну, одинаково, столько же, на, в, у, под, с. Расширение представлений о космосе. Знакомство с первыми космонавтами. Формирование умения передавать сюжет рассказа в рисунке и аппликации. Привлечение детей к посильному труду. Расширение представления о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Формирование знаний о диких и домашних животных. Словарь «Птицы прилетели»: птица, грач, скворец, ласточка, хвост, клюв, крыло, прилетать, выть, выводить, искать, кормить, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в, на, у, под, с (со), за, над. Словарь «Домашние животные»: двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со), за. Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к родине. Формирование представления о празднике, посвященном Дню Победы. Знакомство с профессиями. Словарь: магазин, продавец, прилавок, витрина, весы, пакет, касса, сумка, кошелек, деньги, сдача, сутки, утро, день, вечер, ночь, покупать, платить, взвешивать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, слева, справа, в, на, у, с (со), под, за. Словарь: транспорт, шофер, водитель, летчик, капитан, 22 19 Мы защитники природы (3-яя, 4-ая недели мая) 20 Лето, ах лето (Июнь) 21 Азбука безопасности (Июль) 22 Витамины (1-ая, 2-ая недели августа) 23 Мой любимый город (3-яя, 4-ая недели августа) кондуктор, руль, штурвал, билет, сутки, утро, день, вечер, ночь, водить, управлять, продавать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за. Воспитание бережного отношения к природе. Привлечение к труду в цветнике. Расширение представления о безопасном поведении на природе. Формирование экологических представлений. Словарь «Дикие животные»: Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, сутки, утро, день, вечер, ночь, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, первый, второй, третий, четвертый, пятый, он, она, они, оно, много, мало, больше, меньше, в, на, у, с (со), под, за Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями живой и неживой природы. Словарь «Лето. Цветы на лугу» : лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, лютик, красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный, расти, украшать, собирать, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центр. Формирование представлений о безопасном поведении детей в жаркую погоду. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу. Формирование представлений о безопасном поведении на водоемах. Формирование представлений о витаминах, которые содержатся во фруктах и овощах. Расширять представление детей о полезных продуктах. Расширять представление детей о родном городе. Знакомство с праздником «День города». Словарь «Правила дорожного движения» : улица, дорога, тротуар, переход, перекресток, светофор, пешеход, машина, автобус, троллейбус, такси, полицейский, водить, возить, ходить, стоять, соблюдать, красный, желтый, зеленый, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. 23 Тематическое планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе № п/п Тема 1 Здравствуй, детский сад (1-ая, 2-ая недели сентября) 2 Осень в гости к нам пришла (3-яя, 4-ая недели сентября) 3 Земля наш общий дом (1-ая, 2-ая недели октября) 4 Осень (3-яя, 4-ая недели октября) Содержание работы. Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к детскому саду. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогомпсихологом. Расширение представлений детей об осени. Развитие умений устраивать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Расширение знаний об овощах и фруктах. Словарь «Огород. овощи»: огород, грядка, парник, теплица, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свѐкла, картофель, огурец, помидор, репа, клубень, ботва, круг, квадрат, треугольник, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый, собирать, таскать, копать, срезать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, вверху, внизу, слева, справа, посредине, далеко, близко, один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, на, в, у, под Словарь «Сад. фрукты»: сад, фрукты, дерево, ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. Расширение представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Продолжать вести сезонные наблюдения. Словарь «Осень. Названия деревьев»: Осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листья, береза, дуб, клен, осина, рябина, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. Словарь «Лес. Грибы и лесные ягоды»: Лес, дерево, куст, дорожка, тропинка, корзина, лукошко, опушка, полянка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, черника, клюква, красный, желтый, 24 5 Единство народов (1-ая, 2-ая недели ноября) 6 Я и моя семья (3-яя, 4-ая недели ноября) 7 «Зимушка – зима» (1-ая, 2-ая недели декабря) 8 «Новогодний калейдоскоп» (3-яя, 4-ая недели декабря) 9 Зимние забавы (2-ая, 3-яя недели января) зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. Знакомство с родным городом. Формирование начального представления о родном крае, его истории и культуре. Словарь «Наш город. Моя улица»: город, столица, Екатеринбург, улица, площадь, река, красивый, прекрасный, строить, стоять, жить, любить, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Словарь «Мои игрушки»: мяч, машинка, мишка, кукла, пирамидка, кубики, юла, флажок, клоун, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, высокий, низкий, играть, катать, купать, кормить, заводить, запускать, нагружать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со). Расширение представлений детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Словарь «Зима»: Зима, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, дуть, завывать, засыпать, покрывать, замерзать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со). «Одежда»: одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий, надевать, одевать, носить, завязывать, застегивать, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять зерно, встречать, кормить, насыпать, дуть, завывать, засыпать, покрывать, замерзать, помогать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со). Знакомство с зимними видами спорта. Словарь «Обувь»: тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, 25 10 Мы спортсмены (4-ая неделя января) 11 Мы живем на Урале (1-ая, 2-ая недели февраля) 12 Защитники отечества (3-яя, 4-ая недели февраля) 13 Весенняя капель (1-ая, 2-ая недели марта) 14 Народные культуры и традиции (3-яя, 4-ая недели марта) удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить, ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, на, в, у, под, с (со) Продолжать знакомство с зимними видами спорта. Расширять представление о спортивных профессиях, знакомство с некоторыми выдающимися людьми. Расширение представлений об Урале. Его традиции, достопримечательности, драгоценные камни. Формирование представлений о мебели, изготовленной из разных материалов. Словарь: мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, сутки, день, ночь, утро, вечер, большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с. Знакомство детей с военными профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник), с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер), с флагом России. Воспитание любви к Родине. Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Организация всех видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме. Словарь: весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник, птица, утро, день, вечер, ночь, пригревать, таять, звенеть, появляться, чирикать, теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за. Словарь «Мамин праздник». «Профессии мам»: мама, бабушка, сестра, тетя, праздник, букет, подарок, рисунок, поделка, мимоза, тюльпан, учитель, врач, инженер, продавец, поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать, работать, делать, учить, праздничный, солнечный, красивый, радостный, веселый, любимый, много, весело, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мне, тебе, нам, вам, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, в, на, у, с (со), под, за. Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и другие), знакомство с народным промыслом. Расширение представлений, знаний о посуде. Словарь «Посуда»: кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, сутки, утро, день, вечер, ночь, 26 15 Космическая фантазия (1-ая, 2-ая недели апреля) 16 Весеннее пробуждение (3-яя, 4-ая недели апреля) 17 День победы (1-ая, 2-ая недели мая) 18 Мы защитники природы стеклянный, металлический, фарфоровый, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, ставить, хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, поровну, одинаково, столько же, на, в, у, под, с (со). Расширение представлений о космосе. Знакомство с первыми космонавтами. Формирование умения передавать сюжет рассказа в рисунке и аппликации. Привлечение детей к посильному труду. Расширение представления о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Формирование знаний о диких и домашних животных. Словарь «Птицы прилетели»: птица, грач, скворец, ласточка, хвост, клюв, крыло, прилетать, выть, выводить, искать, кормить, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в, на, у, под, с (со), за, над. Словарь «Домашние животные»: двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со), за. Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к родине. Формирование представления о празднике, посвященном Дню Победы. Знакомство с профессиями. Словарь: магазин, продавец, прилавок, витрина, весы, пакет, касса, сумка, кошелек, деньги, сдача, сутки, утро, день, вечер, ночь, покупать, платить, взвешивать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, слева, справа, в, на, у, с (со), под, за. Словарь: транспорт, шофер, водитель, летчик, капитан, кондуктор, руль, штурвал, билет, сутки, утро, день, вечер, ночь, водить, управлять, продавать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за. Воспитание бережного отношения к природе. Привлечение к труду в цветнике. Расширение представления о безопасном 27 (3-яя, 4-ая недели мая) 19 Лето, ах лето (Июнь) 20 Азбука безопасности (Июль) 21 Школа «Витаминка» (1-ая, 2-ая недели августа) 22 Мой любимый город (3-яя, 4-ая недели августа) поведении на природе. Формирование экологических представлений. Словарь «Дикие животные»: Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, сутки, утро, день, вечер, ночь, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, первый, второй, третий, четвертый, пятый, он, она, они, оно, много, мало, больше, меньше, в, на, у, с (со), под, за Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями живой и неживой природы. Словарь «Лето. Цветы на лугу» : лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, лютик, красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный, расти, украшать, собирать, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центр. Формирование представлений о безопасном поведении детей в жаркую погоду. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу. Формирование представлений о безопасном поведении на водоемах. Формирование представлений о витаминах, которые содержатся во фруктах и овощах. Расширять представление детей о полезных продуктах. Расширять представление детей о родном городе. Знакомство с праздником «День города». Словарь «Правила дорожного движения» : улица, дорога, тротуар, переход, перекресток, светофор, пешеход, машина, автобус, троллейбус, такси, полицейский, водить, возить, ходить, стоять, соблюдать, красный, желтый, зеленый, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. 28