Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа технической направленности клуба "Юный гений"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КЛУБА

«ЮНЫЙ ГЕНИЙ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СУВОРОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА

Департамент образования города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 573 «Мозаика»
г. Екатеринбург, пр. Решетникова, 10 а, тел. (343) 240-28-28, 240-12-73
http://573.detsadural.ru, mdou573@eduekb.ru
Принята
Педагогическим советом
Протокол № 6 от «16» июля 2021 г.

Утверждена
Заведующим МАДОУ детского сада № 573
«Мозаика»
____________Е.Б. Зубковой
Приказ № 21-а
от «16» июля 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
техническойнаправленности клуба

«ЮНЫЙ ГЕНИЙ»
для детей от 3 до 7 лет
Срок реализации 4 года
(Новая редакция от 16.07.2021)

Разработчик:
Евдокимова В.В., заместитель
заведующего,
педагог
дополнительного образования

Екатеринбург
2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел общеобразовательной (общеразвивающей) программы………………… 3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
Актуальность общеразвивающей программы…………………………………………………... 3
Нормативные основания для проектирования и реализации общеразвивающей программы 3
1.1.1 Цели и задачи общеобразовательной (общеразвивающей) программы………………… 4
1.1.2 Принципы и подходы, лежащие в основе общеобразовательной (общеразвивающей)
программы………………………………………………………………………………………… 5
1.1.3. Значимые для разработки и реализации общеобразовательной (общеразвивающей)
программы характеристики……………………………………………………………………… 6
2. Содержательный раздел общеразвивающей программы…………………………………... 11
2.1 Содержание Модуля I – первый год обучения (младший дошкольный возраст)………. 11
Содержание учебного (тематического) плана Модуля I ............................................................ 11
2.2 Содержание Модуля II - второй год обучения (средний дошкольный возраст)…………14
Содержание учебного (тематического) плана Модуля II .......................................................... 14
2.3 Содержание Модуля III - третий год обучения (старший дошкольный возраст)……….. 16
Содержание учебного (тематического) плана Модуля III ......................................................... 17
2.4 Содержание Модуля IV - четвертый год обучения (подготовительный к школе
возраст)……………………………………………………………………………………………20
Содержание учебного (тематического) плана Модуля IV ......................................................... 21
2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик……24
2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………. 26
2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………….. 28
2.8. Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ………………………………………….. 28
3. Организационный раздел общеобразовательной (общеразвивающей) программы……… 30
3.1 Примерный режим дня для групп дошкольного возраста ................................................... 30
3.2 Годовой учебный план образовательной деятельности в клубе «Юный гений» .............. 32
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
кабинета………………………………………………………………………………………….. 32
Материально-техническое обеспечение………………………………………………………. 33
3.4. Обеспечение общеобразовательной (общеразвивающей) программы………………….. 33
Информационное обеспечение…………………………………………………………………. 33
Кадровое обеспечение…………………………………………………………………………... 34
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения……………………….... 35

1. Целевой раздел общеобразовательной (общеразвивающей)
программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
студии LEGO-технологий «Юный Гений» (далее по тексту – программа, или
ДОП ТО «Юный Гений») имеет техническую направленность обучения детей
дошкольного возраста с 3 до 7 лет по лего-конструированию и основам
робототехники.
Актуальность общеразвивающей программы
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для
развития и обучения ребенка. Это обусловлено ускоренным развитием
необходимых для данного периода психофизиологических функций.
Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью
стали информационные технологии, когда современного человека окружают
сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного,
последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТтехнологиям. Робототехника и легоконструирование являются одними из
важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором
проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами
искусственного интеллекта. На современном этапе возникает необходимость
в организации образовательной деятельности, направленной на
удовлетворение потребностей ребенка, требований социума в тех
направлениях, которые способствуют реализации основных задач научнотехнического прогресса. Кроме того, изменилось содержание начального
обучения. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети,
поступающие в первый класс, были приобщены к ИКТ-технологиям
Нормативные основания для проектирования и реализации
общеразвивающей программы
Нормативными основаниями для проектирования и реализации ДООП
ТО «Юный Гений» являются следующие документы:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013
г. под рег. № 30384);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
− Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014
г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;
− Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования»;
− Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации»;
− Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вмесите с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
− СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28);
− Уставом
Муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения – детский сад № 573 «Мозаика» (далее –
МАДОУ).
Язык преподавания. Программа реализуется на государственном
языке Российской Федерации.
Срок освоения программы – 4 года.
Программа включает в себя 4 модуля:
Модуль I – первый год обучения (младший дошкольный возраст);
Модуль II – второй год обучения (средний дошкольный возраст);
Модуль III – третий год обучения (старший дошкольный возраст);
Модуль IV – четвертый год обучения (подготовительный к школе
возраст).
Уровень сложности программы - «Стартовый уровень».
Формы обучения – подгрупповая, индивидуальная, индивидуальногрупповая.
Виды занятий – беседа, практическое занятие и др.
Формы подведения результатов – выставки работ, открытое
занятие, викторины и т.д.
−

1.1.1 Цели и задачи общеобразовательной (общеразвивающей)
программы
Цель-формирование творческо-конструктивных способностей и
познавательной активности дошкольников посредством образовательных
конструкторов и робототехники, обеспечение целенаправленного применения
4

LEGO-конструкторов в образовательном процессе, закрепление знаний и
умений детей по основным разделам общеобразовательной программы
реализуемой в МАДОУ.
Цель-формирование
творческо-конструктивных
способностей
и
познавательной активности дошкольников посредством образовательных
конструкторов
и
робототехники,
обеспечение
целенаправленного
применения LEGO - конструкторов в образовательном процессе, закрепление
знаний и умений детей по основным разделам общеобразовательной
программы реализуемой в ДОУ.
Задачи программы:
Обучающие:
− познакомить с комплектом LEGO;
− познакомить со средой программирования LEGO-конструкторов;
− дать первоначальные знания по робототехнике и легоконструированию,
программированию
робототехнических
средств,
составлению моделей, схем, таблиц для отображения и анализа данных;
− познакомить с правилами безопасной работы и инструментами
необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
Развивающие:
− развивать конструкторские навыки;
− развивать психофизические качества детей: память, внимание,
логическое и аналитическое мышление;
− развивать мелкую моторику - развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
− развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
Воспитательные:
− воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
− развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
− формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в
команде, малой группе (в паре);
− развивать
социально-трудовую
компетенцию:
трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
− формировать и развивать информационную компетенцию: навыки
работы с различными источниками информации.
1.1.2 Принципы и подходы, лежащие в основе общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
Содержание программы направлено на всестороннее воспитание
ребенка и развитие его творческих способностей на широкой интегративной
основе, которая предполагает объединение задач обучения детей
конструированию с содержанием других компонентов дошкольного
образования, таких как формирование элементарных математических
представлений, развитие речи, ознакомление с окружающим миром и др.
5

Исходные принципы построения программы учитывают как
определенный уровень общего психического развития ребенка, так и его
собственно конструкторских способностей на основе овладения в
соответствии с возрастными возможностями детей кругом необходимых
представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей.
Методические основы общеобразовательной (общеразвивающей)
программы
Программа построена на основе метода использования познавательной
и исследовательской деятельности в форме творческой активности.
Образовательный процесс выстроен в соответствии с методическим пособием
«LEGO-конструирование в детском саду» Е.В. Фешиной.
Методы, приемы, технологии и формы работы с детьми, используемые
педагогом в процессе реализации программы, подобраны из числа
адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребенка
дошкольного возраста.
Образовательную
деятельность
предполагается
осуществлятьсредствами игры, являющейся основной формой работы с
детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует
отметить, что в дошкольном возрасте при обучении конструированию важно
воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность,
желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни
(использование ИКТ- технологий т.д.).
1.1.3. Значимые для разработки и реализации общеобразовательной
(общеразвивающей) программы характеристики
Особенности осуществления образовательного процесса
(национально-культурные, демографические, климатические и др.)
Программа строится на комплексном интегрированном решении
целей и задач образовательных областей. Цели и задачи одних
образовательных областей решаются внутри и в рамках всех остальных
образовательных областей.
Интеграция образовательных областей не является самоцелью. Она
направлена на достижение логической взаимосвязанности и практической
направленности содержания образования. Интегрированный комплексный
подход к содержанию образования обеспечивается посредством погружения в
тему, решением воспитательных и образовательных задач в различных видах
деятельности. Содержательная связь между разными образовательными
областями позволяет интегрировать образовательное содержание при
решении образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве
познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Становление различных сфер самосознания ребенка происходит на
основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на
познании историко-географических, этнических особенностей социальной,
правовой действительности приуральского региона, с учетом национальных
ценностей и традиций.
6

Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного)
окружения обеспечивается в интегрированных формах, через организацию
совместной, самостоятельной деятельности.
Образовательный процесс осуществляется с учетом:
- национально-культурных традиций;
- климатических особенностей;
- демографических особенностей;
- материально-технической оснащенности МАДОУ;
- предметно-развивающей среды.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в образовательном учреждении
Возрастная адекватность программы – один из главных критериев
выбора педагогами МАДОУ форм образовательной работы и видов детской
деятельности. Педагогическим коллективом в ходе разработки и реализации
Программы учитываются возрастные характеристики детей дошкольного
возраста каждой возрастной категории, которые представлены авторами
Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир
открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А.
Лыковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019
г.
В характеристике особенностей развития детей той или иной
возрастной категории отражены основополагающие направления (линии)
развития ребенка. В них заданы такие показатели, которые характеризуют
наиболее существенные стороны его развития на каждом возрастном этапе.
1. Современные дети значительно отличаются от своих сверстников
прошлого века: в их сознании доминирует смысловая сфера.
2. Становление и развитие смысловой сферы детерминировано
культурно-историческими условиями жизни, смыслом определённых
воздействий, фактов, явлений, окружающей ребенка действительности.
3. Основой порождения смыслов и источником зарождения
смысловой сферы выступает эмоционально-личностное общение с ребенком
матери (и близких взрослых).
4. В ходе эмоционально-личностного общения ребенка с матерью
происходит осмысление ситуаций, связанных с переживаниями и
активностью внутреннего мира, осмысление коммуникативных номинаций
(высказываний), что стимулирует развитие коммуникации (вербальной и
невербальной).
5. Современные дети обладают новым типом сознания – системносмысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого
века.
Учитывая, что смысловая сфера выступает одновременно
интегративной основой личности, структурным элементом сознания и
деятельности (Д.А. Леонтьев), её генезис следует рассматривать с позиции
комплексного развития личности и сознания в ходе овладения ребенком
7

разными видами детской деятельности.
Именно ориентация современного ребенка на смысл и стала
ключевым звеном при разработке данной Программы, так как содержание
образования должно определяться содержанием потребностей и
возможностей детей.
При
разработке
Программы
учитываются
и
возрастные
характеристики современных детей по данным исследований, проведенных
ЮНЕСКО.
Дошкольники: комплексное развитие мыслительных операций (дети
мыслят блоками, модулями, квантами); выше уровень интеллекта (высокий
уровень составляет 130 IQ, а не 100; раньше такой IQ встречался у одного
ребенка из десяти тысяч); дети 2-3 лет справляются с заданиями,
рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной
потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее
удовлетворения, если не получает необходимой «порции» информационной
энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный
перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти
намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет
воспринимать и перерабатывать большое количество информации за
короткий промежуток времени. Современные дошкольники не испытывают
стресса при контакте с техникой (Интернетом, компьютером, мобильным
телефоном и пр.) и воспринимают их как реальный источник информации.
Рефлекс свободы: у современных детей система отношений
доминирует над системой знаний. Если раньше у ребенка был хорошо развит
подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у
современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают
стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют
завышенную самооценку, не терпят насилия. Отмечается их врожденное
стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры.
Таким образом, при разработке Программы учитывается, что с
поправкой на индивидуальные особенности, уникальность личного
социального опыта и индивидуальную траекторию развития, современный
ребенок обладает:
− достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и
отношений объектов, явлений и ситуаций;
− памятью достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь
воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте;
− мышлением, достаточным для осознания, установления связей
между сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и
событиями;
− речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния,
как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в
отношения разного уровня и направленности;
− исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску
8

новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные,
многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их
скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных
взаимодействий;
− сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать
самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как
субъекту социальных отношений;
− внутренней позицией, которая, в основном будет сформирована как
новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку
индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений)
относиться к событиям и явлениям, что соответствует тем потенциальным
способностям, которыми должен обладать человек для развития и
саморазвития, для реализации в сотрудничестве и самореализации в
самостоятельно выбранных видах деятельности.
1.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
Метапредметные результаты
− излагает мысли в четкой логической последовательности,
отстаивает свою точку зрения, анализирует ситуацию и самостоятельно
находит ответы на вопросы путем логических рассуждений;
− определяет и формулирует цель деятельности на занятии с
помощью педагога;
− умеет рассказывать о постройке;
− обладает знаниями геометрических фигур и форм;
− владеет информацией из области окружающего мира, благодаря
чему может с легкостью обыграть созданную постройку или принять на себя
определенную роль;
− знает правила безопасности на занятиях по конструированию с
использованием мелких предметов;
− сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности,
желание экспериментировать, творить, изобретать/
Личностные результаты
− умеет оценивать жизненные ситуации героев (поступки, явления,
события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события);
− объясняет свое отношение к поступкам созданных персонажей с
позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
− самостоятельно и творчески реализовывает собственные замыслы;
− умеет работать в паре и в коллективе;
− умеет работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности;
− ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже
известного;
− перерабатывает полученную информацию: делает выводы в
9

результате совместной работы;
− у ребенка развита способность к самостоятельному анализу
сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического
назначения объектов.
Предметные результаты
− умеет использовать готовые чертежи и схемы и вносить в
конструкции свои изменения;
− овладеет умением работать в конструировании по условиям, темам,
замыслу;
− владеет умением использовать разнообразные конструкторы,
создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и
придумывая свои;
− сравнивает и группирует предметы и их образы;
− определяет, различает и называет детали конструктора;
− конструирует по условиям, заданным взрослым, по образцу, по
чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

10

2. Содержательный раздел общеразвивающей программы
2.1 Содержание Модуля I – первый год обучения (младший дошкольный возраст)
На занятиях используется конструктор LEGO DUPLO.
Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO, способами скрепления деталей, учатся определять
геометрические формы деталей и сопоставлять их друг с другом, у детей формируется умение соотносить с образцом
результаты собственных действий в конструировании объекта, знакомятся с приемами создания конструкций, крепления
деталей конструктора, обучить созданию конструктивных образов в процессе экспериментирования с различными
материалами и преобразования предлагаемых заготовок.
Освоение плоскостного и объемного конструирования.
Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ. Развитие умений
адекватно оценивать результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности,
прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Содержание учебного (тематического) плана Модуля I
№
п/п

Тема

1

Знакомство с конструктором LEGO

Познакомить с деталями (кирпичик, лапка, клювик) конструктора LEGO

2

Исследователи цвета Lego –
деталей. Скрепление Lego – деталей.

3

Исследователи цвета Lego –
деталей. Скрепление Lego – деталей.

4

Исследователи цвета Lego – деталей.

5

Исследователи Lego – деталей
(форма и размер).

Учить строить простейшие постройки, скреплять детали. Закреплять знания
цвета и формы. Сборка прямой змейки.
Учить строить простейшие постройки, скреплять детали. Закреплять знания
длинный - короткий, цвета и формы. Сборка длинной красной змейки и
короткой синей. Сборка длинной желтой змейки и короткой зеленой змейки.
Учить строить простейшие постройки, скреплять детали. Закреплять знания
длинный - короткий, цвета и формы. Строим разноцветные башни. Башенка
высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя
Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать постройку, рассказывать о
ней, развивать самостоятельность. Закрепление формы, цвета, скрепления
деталей. Спонтанная деятельность детей. Обыгрывание построек.

Программное содержание

11

Количество
часов
1
1
1

1

1

6
7
8
9
10
11
12

Конструируем заборчики: одного и
двух цветов
Конструируем узкие ворота и
заборчик прямой по образцу
Конструируем широкие ворота и
заборчик по образцу
Конструируем домик по образцу
Конструируем домик с окном по
образцу
Конструирование по замыслу: домик
и заборчик.
Свободная игровая деятельность
детей.

13

Учимся читать схему.

14

Конструируем мебель: стол, стул

15
16
17
18
19
20

Конструируем мебель: диван,
кровать
Свободная игровая деятельность
детей.
Моделирование фигур домашних
животных по карточкам
Объединение построек домик и
домашние животные.
Учимся читать схему. .
Конструирование легкового
автомобиля
Учимся читать схему.
Конструирование грузового

Учить выполнять простейшую конструкцию-заборчик одного и двух цветов.
Учить выполнять простейшую конструкцию-узкие ворота для заборчика,
устанавливать опоры и класть на них перекладину.
Учить выполнять простейшую конструкцию-широкие ворота, устанавливать
опоры и класть на них перекладину.
Учить строить домик по образцу, точно соединять детали. Развивать умение
выделять части (стены, пол, крыша, дверь)
Учить строить домик с окном по образцу, точно соединять детали. Развивать
умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь)
Закреплять полученные навыки и соединять их в одной постройке. Выставка
работ.
Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать постройку, рассказывать о
ней, развивать самостоятельность. Строим город. Обыгрывание построек.
Познакомить со схемой. Учить читать схему. Учить строить по схеме.
Конструируем по схеме: домик
Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить
анализировать образец. Конструировать стол, стул.
Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить
анализировать образец. Конструировать диван, кровать.
Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать постройку, рассказывать о
ней, развивать самостоятельность. Обыгрывание построек.
Рассказать о домашних животных. Учить выделять части (голова, руки, ноги,
тело)
Закреплять полученные навыки и соединять их в одной постройке.
Обыгрывание построек. Выставка работ.
Рассказать об автомобилях. Закреплять навыки читать схему. Конструировать
легковой автомобиль.
Рассказать об автомобилях. Закреплять навыки читать схему. Конструировать
грузовой автомобиль.
12

1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2

автомобиля (по образцу, схеме)
21

Строим гараж для машин.

22

Свободная игровая деятельность
детей.

23
24
25

Моделируем деревья по схеме:
елочка, березка, сосна
Моделируем лес. Выставка работ
Свободная игровая деятельность
детей..

Закреплять полученные навыки и соединять их в одной постройке. Строим
гараж для машины. Обыгрывание построек. Выставка работ
Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать постройку, рассказывать о
ней, развивать самостоятельность. Развивающие игры с использованием
конструктора.
Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в городе, научить
различать строить деревья.
Развивать творческое воображение. Закреплять навыки и знания о деревьях.
Развивать творческое воображение. Закреплять полученные навыки, умение
рассказывать о постройке. Развивающие игры с использованием конструктора
Всего:

13

2
2
2
1
1
36 ч
а
с
о
в

2.2 Содержание Модуля II - второй год обучения (средний дошкольный возраст)
В средней группе (4-5 лет), дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них
формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять
этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы - конструирование по замыслу. Дети
свободно экспериментируют со строительным материалом, закрепляют умение работать с различными конструкторами,
учитывая их свойства, закрепляют умение выделять, называть, классифицировать объемные геометрические тела и
архитектурные формы, учатся создавать сюжетные композиции, видеть образ и соотносить его с деталями конструктора,
учатся использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали.
Содержание учебного (тематического) плана Модуля II
№
п/п

Тема

1

Свободная игровая деятельность
детей.

2

Конструирование фигуры человека.
Мальчик.

3

Конструирование фигуры человека.
Девочка.

4

Свободная игровая деятельность
детей (по замыслу)

5

Зоопарк.

6

Зоопарк.

Программное содержание
Развивающие игры с использованием конструктора.
Закрепить навыки, полученные в младшей группе. Учить заранее обдумывать
будущую постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить фигуру человека (мальчик) из LEGO - конструктора. Закрепить
знания о частях тела. Развивать навыки конструирования мелкую моторику
рук.
Учить строить фигуру человека (девочка) из LEGO - конструктора. Закрепить
знания о частях тела. Развивать навыки конструирования мелкую моторику
рук.
Развивающие игры с использованием конструктора.
Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать постройку, рассказывать о
ней, развивать самостоятельность.
Моделируем диких животных с помощью конструктора.
Закреплять знания о зоопарке. Рассказать о диких животных. Учить отличать
диких животных от травоядных, выделять части тела животного. Учимся
моделировать животных.
Моделируем диких животных по схеме. Строим вольеры для животных
Закреплять знания о диких животных. Моделируем животных по схеме.
14

Количество
часов
1

1

1

1

1

2

7

8
9
10
11
12
13
14

15

16
17
18

Строим вольеры.
Уточнять и закреплять знание о домашних животных, их назначении и пользе
ферма. Домашние животные
для человека. Учить строить загоны для домашних животных разными
способами.
В лес-чудес мы поедем с тобой.
Конструируем персонажей сказки с помощью конструктора.
Моделирование фантастического
Закреплять умение создавать сложную постройку. Воспитывать умение
животного
пользоваться одним набором LEGO. Развиваем воображение.
Конструируем персонажей сказки (по Закрепление полученных знаний. Развитие творческой инициативы и
замыслу).
конструкторских умений. Выставка работ
Моделируем новогодние игрушки.
Развитие творческого воображения, фантазии. Закрепление полученных
Фантазируй!
навыков. Выставка работ.
Закрепление полученных знаний. Развитие творческой инициативы и
Свободная игровая деятельность
конструкторских умений, работать самостоятельно.
детей.
Развивающие игры с использованием конструктора.
Конструируем городской транспорт с Рассказать о городском транспорте. Учиться конструировать по схеме
помощью конструктора
городской транспорт.
Рассказать о воздушном транспорте. Учиться конструировать по схеме
Конструируем воздушный транспорт
воздушный транспорт. Закреплять умение конструировать по образцу.
Рассказать о военной технике. Учить выделять в постройке ее
Конструируем военную технику:
функциональные части (кузов, кабина). Совершенствовать умение
машина, танк
анализировать образец, выделять основные части.
Рассказать о
водном транспорте. Учить выделять в постройке ее
Водный транспорт с помощью
функциональные части (борт, корму, нос, трубы). Совершенствовать умение
конструктора.
анализировать образец, выделять основные части. Закреплять знание о водном
транспорте. Закреплять навыки конструирования.
Наземный транспорт с помощью
Обобщить представление о транспорте. Развивать творческую инициативу и
конструктора
конструктивное мышление. Формировать умение планировать свои действия
Конструирование транспорта и
Закреплять ранее полученные знания в создании поделки по образцу.
техники. Выставка работ.
Формировать умение соблюдать баланс и симметрию.
Дать представление о весенних цветах. Совершенствовать навыки
Весенние цветы
конструирования. Закреплять умение заранее обдумывать будущую постройку,
15

1

3

1
3
1

2
2
2

2

2
2
2

19

Во дворе (качели, карусели, беседка,
горка)

20

Создание моделей по замыслу

21

Организация выставки.

называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Дать обобщенное представление о детской площадке. Учить сооружать
2
знакомую конструкцию по графической модели. Соотносить ее элементы с
частями предмета.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
3
будущей постройки, называть тему, давать описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
1
будущей постройки, называть тему, давать описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Всего 36 часов

2.3 Содержание Модуля III - третий год обучения (старший дошкольный возраст)
Развитие умений определять замысел будущей модели, самостоятельно отбирать детали, определять сюжет,
создавать выразительный образ и передавать свое отношение.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его.
Освоение новых более сложных способов скрепления деталей. Создание моделей по схеме, образцу, творческому
замыслу. Умение анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения,
передавать их в работе.
Развитие умений анализировать постройку выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные
соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого,
промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки, придумывание
сюжетных композиций.
Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с
некоторыми способами создания прочных, высоких сооружений.
Освоение плоскостного и объемного конструирования.
Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ. Развитие умений
адекватно оценивать результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности,
прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
16

Содержание учебного (тематического) плана Модуля III
№
п/п

Тема

1

Знакомство с конструктором LEGO

2

Колодец

3

Башня

4

Конструирование по замыслу

5

Дом для фермера

6

Строим хлев и курятник

7

Мостик для уточки

8

Конструирование по замыслу

9

Цветочный салон

Программное содержание
Познакомить с конструктором LEGO. Игровая деятельность с конструктором
LEGO.
Учить собирать колодец соблюдая баланс. Формировать умение создавать
конструкцию по образцу.
Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.
Учить доводить начатое дело до конца.
Учить собирать конструкцию, соблюдая баланс, симметрию. Формировать
умение действовать по образцу.
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее
обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить
правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать
творческую инициативу и конструктивное мышление.
Учить строить большой дом соблюдая баланс и симметрию. Формировать
умение создавать конструкцию по образцу. Воспитывать умение пользоваться
одним набором деталей.
Учить строить домики разной величины и длинны. Формировать умение
выделять основные части постройки, определять их название.
Формировать умение создавать конструкцию по схеме. Познакомить детей со
значением слов хлев и курятник.
Учить строить мостик. Формировать чувство симметрии и умение правильно
чередовать цвета в постройке.
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее
обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить
правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать
творческую инициативу и конструктивное мышление.
Учить создавать сложную постройку. Воспитывать умение пользоваться
одним набором LEGO.
17

Количество
часов
1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Построить фургон для доставки
цветов

11

Цветы

12

Конструирование по замыслу

13

Елка

14

Новогодние игрушки

15

Новый год в лесу

16

Конструирование по замыслу

17

Лыжник

18

Горка

19

Конструирование по замыслу

20

Самолет

Развивать умение следовать инструкции педагога. Развивать конструктивное
мышление.
Развивать умение создавать конструкцию используя конструктор LEGO.
Формировать умение анализировать объекты: повторить строение цветка,
создавать модуль похожий на оригинал.
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее
обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить
правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать
творческую инициативу и конструктивное мышление.
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Формировать умение конструировать по образцу.
Закреплять навыки скрепления деталей. Формировать навык в создании
конструкции по инструкции.
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее
обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить
правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать
творческую инициативу и конструктивное мышление.
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее
обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить
правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать
творческую инициативу и конструктивное мышление.
Учить строить мальчика и девочку из лего - конструктора "Дупло". Учить
рассказывать о постройке.
Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы,
размера и расположения.
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее
обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить
правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать
творческую инициативу и конструктивное мышление.
Дать детям знание о российской армии, формировать представление родах
войск, познакомить с военной техникой. Учить строить самолет по схеме.
18

1
1

1

1
1

1

1

1
1

1

1

21

Корабль

22

Танк

23

Коллективная работа "Военная
техника"

25
26

Коллективная работа "Цветочная
поляна для мамы"
Слон
Обезьяна

27

Жираф

28

Коллективная работа "Мы едем в
зоопарк"

29

Ракета, космонавты

30

Конструирование по замыслу
"Инопланетянин"

31

Конструирование по замыслу
"Космос"

32

Светофор

24

Развивать навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по
форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.
Закреплять знание о профессии танкиста. Учить строить танк по схеме.
Закрепить полученные навыки. Стимулировать создание собственных
вариантов построек. Учить заранее обдумывать содержание постройки,
называть тему, давать описание. Учить правильному соединению деталей,
соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать творческую инициативу и
конструктивное мышление.
Развивать творческую инициативу и конструктивное мышление. Формировать
умение планировать свои действия.
Учить строить слона. Развивать моторику рук, конструктивное мышление.
Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Учить строить жирафа. Развивать творческие и конструкторские навыки,
терпение.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Дать детям знание о празднике ""День космонавтики". Учить строить ракету
из лего конструктора "Дакта" по карточке.
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее
обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить
правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать
творческую инициативу и конструктивное мышление. Закреплять полученные
навыки.
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее
обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить
правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать
творческую инициативу и конструктивное мышление.
Закреплять знание о светофоре. Развивать умение планировать свою
деятельность. Закреплять умение создавать конструкцию по образцу,
19

1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

33
34

Пожарная часть
Полицейская машина

35

Коллективная работа "Город"

используя конструктор LEGO.
Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину.
Рассказать о профессии полицейский. Учить строить полицейскую машину.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Всего:

1
1
1
35 часов

2.4 Содержание Модуля IV - четвертый год обучения (подготовительный к школе возраст)
Умение самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, определять сюжет, создавать
выразительный образ и передавать свое отношение.
Проявление инициативы, высказывание собственных суждений и оценок.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его.
Самостоятельно использовать различные способы скрепления деталей. Умение анализировать объект, свойства,
устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Развитие умений анализировать постройку выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные
соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого,
промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки, придумывание
сюжетных композиций.
Самостоятельно конструировать постройки по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам,
моделям, фотографиям. Применение способов создания прочных, высоких сооружений.
Освоение плоскостного и объемного конструирования. Умения моделирования и макетирования простых
предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания модели.
Совместное со взрослыми и детьми коллективное творчество, наряду с успешной индивидуальной
деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов
деятельности, стремиться к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и
мнению взрослого.

20

Содержание учебного (тематического) плана Модуля IV
№
п/п

Тема

1

Конструирование по замыслу

2

Рыбка

3

Аквариум

4

Беседка для фермера

5

Утка. Домик с мостиком для уточки

6

Пастбище

7

Конструирование по замыслу

8

Кафе

9

Пирожные

10

Чаепитие для мамы

11

Конструирование по замыслу

12

Дед Мороз

13

Сани для Деда Мороза

Программное содержание
Закрепить навыки, полученные в старшей группе. Учить заранее обдумывать
будущую постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить рыбку из лего - конструктора. Развивать навыки
конструирования мелкую моторику рук.
Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум.
Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях
(крыша, колонна), учить строить беседку.
Учить строить утку используя различные детали.
Уточнять и закреплять знание о домашних животных, их назначении и пользе
для человека. Учить строить загоны для домашних животных разными
способами.
Закрепить навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать
будущую постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
Закреплять умение создавать сложную постройку. Воспитывать умение
пользоваться одним набором LEGO.
Закрепление полученных знаний. Развитие творческой инициативы и
конструкторских умений.
Учить конструировать чайник из LEGO конструктора. Закрепить умение
конструировать по образцу.
Закрепить полученные навыки. Учить заранее обдумывать будущую
постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Учить конструировать Деда Мороза из LEGO конструктора. Закрепить
умение конструировать по образцу.
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
21

Количество
часов
2
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

14

Коллективная работа "Новогодняя
площадь"

15

Конструирование по замыслу

16

Снегокат

17

Снеговик

18

Коллективная работа "Зимушка,
зима"

19

Конструирование по замыслу

20

Катер

21

Пароход

22

Корабль

23

Коллективная работа "Морской бой"

24

Коллективная работа "Цветы для
мамы"

25

Избушка на курьих ножках

26

Русская печь

Совершенствовать приемы для создания конструктивного образца
Закрепить полученные навыки. Учить заранее обдумывать будущую
постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность. Закреплять умение работать коллективно.
Закрепить полученные навыки. Учить заранее обдумывать будущую
постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Развивать умение осознанно заменять одни детали другими. Закреплять
навыки в создании конструкции по инструкции.
Учить конструировать снеговика из LEGO.
Закреплять умение конструировать по образцу.
Закрепить полученные навыки. Учить заранее обдумывать будущую
постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность. Закреплять умение работать коллективно.
Закрепить полученные навыки. Учить заранее обдумывать будущую
постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос,
трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, выделять основные
части.
Закреплять знание о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования.
Развивать навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по
форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.
Закрепить полученные навыки. Учить заранее обдумывать будущую
постройку, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность. Закреплять умение работать коллективно.
Развивать творческую инициативу и конструктивное мышление.
Формировать умение планировать свои действия
Закреплять ранее полученные знания в создании поделки по образцу.
Формировать умение соблюдать баланс и симметрию.
Рассказать о русской печке. Развивать воображение и фантазию. Учить
22

1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

27

Змей Горыныч

28

Конструирование по замыслу "В
гостях у сказки"

29

Покорители космоса

30

Космонавт, инопланетянин
(конструирование по замыслу)

31

Коллективная работа "Космическое
путешествие"

32

Строим лес

33

Городской транспорт

34

Коллективная работа "Мой город"

строить печку из конструктора.
Развивать умение передавать форму объекта средствами LEGO. Развивать
творческую инициативу.
Совершенствовать навыки конструирования. Закреплять умение заранее
обдумывать будущую постройку, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Конструирование космического корабля. Совершенствовать полученные
навыки конструирование
Совершенствовать навыки конструирования. Закреплять умение заранее
обдумывать будущую постройку, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять умение
работать коллективно.
Совершенствовать имеющиеся навыки конструирования. Закреплять умение
заранее обдумывать будущую постройку, называть ее тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Закреплять умение работать коллективно.
Закреплять умение строить деревья. Повторить отличие деревьев друг от
друга. Совершенствовать навыки правильного соединения деталей.
Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность,
внимание, память.
Совершенствовать навыки конструирования. Закреплять умение заранее
обдумывать будущую постройку, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять умение
работать коллективно.
Всего:

23

1
1
1

1

1

1
1

1
36 часов

2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Культурные практики ребенка
Культурные практики обеспечивают его активную и продуктивную
образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные,
основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды
самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с
первых дней его жизни.
Эти идущие от взрослого виды деятельности, в отличие от собственной
активности ребенка, называют культурными практиками.
К ним мы относим игровую, продуктивную, познавательноисследовательскую деятельность и коммуникативную практику (последняя
в дошкольном возрасте выступает как взаимодействие игрового или
продуктивного, или исследовательского характера). Именно в этих практиках
появляется и обогащается внутренний план действия, оформляется замысел,
который
становится
артикулированным
(словесно
оформленным,
осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к
результативности (воплощению артикулированного, оформленного замысла
в определенном продукте – результате).
Родственность
игровой,
продуктивной
и
познавательноисследовательской деятельностей заключается в том, что все они имеют
моделирующий (репрезентирующий) характер по отношению к реальности.
Каждая из культурных практик, особым образом моделируя
реальность, по-своему «прорывает» первоначальную ситуационную
связанность и процессуальность ребенка.
Игровая деятельность – ведущая деятельность дошкольного возраста.
В игре формируются универсальные генетические предпосылки
учебной деятельности, такие как функция обобщения, символическая и
семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия,
умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и
др.
Игра способствует произвольному и волевому развитию ребенка, а
именно:
✓ в игре внимание (ориентировка) ребенка направлено не на
результат действия (получение итога, как в продуктивном действии), а на его
процесс и связанные с ним способы его осуществления;
✓ в ролевой игре в коллективе детей рождается произвольное
поведение, позволяющее ребенку подняться на более высокую ступень
развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в
этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому
образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку
бывает еще очень трудно;
✓ в игре дети выделяют и осознают определенные социальные
нормы и требования и учатся им подчиняться; подчинение правилам в игре
24

добровольное, что очень важно для воспитания воли (иначе говоря, игра как
бы переводит требования взрослого в потребность самого ребенка). И это
очень важно, ибо для истинной воли как раз характерно, что объективно
существующее требование, правило или социальная норма выполняются не
по внешнему принуждению, а по собственному желанию, как бы в порядке
самопринуждения. Игра как раз требует от ребенка самопринуждения.
В игре происходит развитие произвольных психических функций
дошкольника, а именно в сюжетно-ролевой игре высшие психические
функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной
ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие
достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.
Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для
взаимодействия в игре требуется активное говорение. Игра помогает ребенку
учиться сочувствию, которое он проявляет в играх-драматизациях.
Фактически игра – это адекватная дошкольному возрасту форма
обучения ребенка.
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему
взрослым (или другими детьми, умеющими играть), которые показывают ему
общественно сложившиеся способы игровых действий. Вместе с тем, строить
сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно (создавать мнимую
ситуацию, разыгрывать в ней роли); взрослый может участвовать в ней лишь
как равноправный участник.
Поняв способ построения игры, ребенок начинает делать это
самостоятельно, т.е. осуществляется принцип активности и инициативности
в развитии. Сюжетно-ролевая игра не должна быть педагогически
организованным процессом, когда детям задается сюжет и расписываются
роли, при этом инициатива детей сведена к минимуму и воспитателя не
интересует, хочется ребенку в это играть или нет. При такой организации
игры может не возникнуть игровая мотивация, без которой игра не будет
являться деятельностью. Только свободная игра, когда сюжет рождается в
голове ребенка, и он действует в игре исключительно по своей воле (это не
мешает ему сообразовывать свои действия с действиями других участников
игры), т.е., когда игра имеет смысл и, по сути дела, становится
самодеятельностью, только такая игра будет способствовать психическому и
личностному развитию ребенка.
Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует
артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и
предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает
социальные критерии результативности (в совместной продуктивной
деятельности).
Из сказанного видно, что культурные практики взаимодополняют друг
друга в формировании общего движения ребенка к оформленному замыслу и
его результативному воплощению.
25

2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы
Младший дошкольный возраст
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является
продуктивная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо.
1. Создавать условия для реализации собственных планов и
замыслов каждого ребенка.
2. Рассказывать детям об их реальных, а также будущих
достижениях.
3. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
4. Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее
сферу.
5. Помогать ребенку найти способ реализации собственных
поставленных целей.
6. Способствовать стремлению научиться делать что-то и
поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости.
7. В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к
затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
8. Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.
Ограничить
критику
исключительно
результатами
продуктивной
деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи
(детей критикует игрушка, а не педагог).
9. Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти
подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
10. Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений,
достоинств и недостатков.
11. Создавать на занятиях положительный психологический
микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям:
выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и
тактичность.
12. Всегда предоставлять детям возможности для реализации их
замысла в творческой продуктивной деятельности.
Средний дошкольный возраст
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является
познавательная деятельность, расширение информационного кругозора,
игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы необходимо.
1. Способствовать
стремлению
детей
делать
собственные
умозаключения, относится к попыткам внимательно, с уважением.
2. Обеспечивать для детей возможности осуществления их желания
примеривать на себя разные роли.
26

3. При необходимости осуждать негативный поступок, действие
ребенка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные
оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед
всей группой.
4. Побуждать детей формировать и выражать собственную
эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
Старший дошкольный возраст
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является
внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также
информационная познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы необходимо.
1. Создавать на занятиях положительный психологический
микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям:
выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку.
2. Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
3. Поощрять желание выполнять самостоятельно какое-либо
задание, учиться чему-любо, обращать внимание детей на полезность
проделанной ими работы для них самих, других или ту радость, которую ее
результат доставит кому-то (например, прочесть текст маме, бабушке, папе,
другу).
4. Создавать условия для разнообразной самостоятельной
творческой деятельности детей.
5. При необходимости помогать детям в решении проблем при
выполнении заданий.
Подготовительный к школе возраст
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является
научение, расширение сфер собственной компетентности в различных
областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а
также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо.
1. Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с
одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и
способов совершенствования результата деятельности.
2. Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать
несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя
некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.
Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при
обучении новым видам деятельности.
3. Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою
компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
4. Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те
индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его
27

добиваться таких же результатов.
5. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение
его результатами.
6. Создавать условия для разнообразной самостоятельной
творческой деятельности детей.
7. При необходимости помогать детям в решении проблем при
выполнении заданий.
8. Создавать условия и выделять время для самостоятельной
деятельности детей по интересам.
9. Красиво оформлять самую аккуратную рабочую тетрадь.
10. Приглашать для выполнения задания к доске (но обязательно
преподносить приглашение выполнить задание у доски или на панно, как
очень значимую деятельность, которой награждается ребенок за хорошие
успехи в обучении).
2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в
приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений
сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию
педагога.
Формы работы с родителями:
1. ознакомление родителей с Программой, содержанием и её
эффективностью;
2. проведение родительских собраний «Как весело провести время в
игре в лего», «Обучаем через игру», «Сенсорные эталоны» и др.;
3. проведение практикумов «Задания по лего для ребят 3-5 лет»,
«Задание для ребят 5-7 лет. Строим по образцу», «Развиваем моторику рук»;
4. консультационная работа – индивидуальная, групповая «Беседа с
родителями об успехах их детей»;
5. проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с
привлечением родителей;
1. разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее
задание», «Лего и в чем его уникальность», «Лего растет вместе с ребенком»
и т.п.;
2. анкетирование родителей с целью выявления особенностей
ребенка и его особенностей.
2.8. Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ
По состоянию на 01.05.2021 г. в МАДОУ из детей, посещающих
кружок по обучению грамоте, выявлены дети в возрасте от 5 до 7 лет с ОНР и
ФФНР – 26 человек. Данные воспитанники находятся под наблюдением
учителя-логопеда, регулярно посещают назначенные им занятия.
Согласно рекомендациям, данным педагогу и родителям (законным
представителям) учителем-логопедом, в процессе обучения дошкольников с
нарушениями речи каждому виду речевой деятельности уделяется особое
28

внимание, учитывается правильное их соотношение и последовательность
обучения в зависимости от потребностей общения. В процессе занятий детям
с ОНР в случае необходимости дается больше времени для выполнения
заданий, делается акцент на правильности воспроизведения звуков,
правильная работа артикуляционного аппарата (неоднократное повторение –
пока не получится произнести правильно, работа педагог-ребенок «с глазу на
глаз») и т.д.

29

3. Организационный раздел общеобразовательной (общеразвивающей) программы
3.1 Примерный режим дня для групп дошкольного возраста
Время

Режимные моменты

Направления развития (ОО)

7.00, 7.30-8.10

Прием детей

Социально-коммуникативное
развитие
Физическое развитие

8.20-8.50

9.00-10.30

Завтрак

Жизнедеятельность
сообщества в группе

Содержание деятельности
Индивидуальные приветствия педагога и детей, коллективное планирование дня.
Самостоятельная деятельность детей, свободная игра.
Индивидуальная работа с детьми.
Взаимодействие с родителями (индивидуальная работа).
Утренняя гимнастика.

Физическое развитие (навыки
ЗОЖ)
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
развитие

11.00-12.30

Дневная прогулка

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Физическое развитие Речевое
развитие Художественноэстетическое развитие

12.40-13.00

Обед

Социально-коммуникативное
развитие
Физическое развитие

КГН: мытье рук, полоскание рта после еды.
Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за
столом.
Помощь взрослым в подготовке к завтраку и уборке после него.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность
осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей.
Физкультминутки.
Уход за растениями в уголке природы.
Помощь взрослым в подготовке к совместной деятельности и уборке после нее.
Пребывание на свежем воздухе в соответствии с региональными и сезонными
рекомендациями медиков.
Самообслуживание: навыки одевания и раздевания.
Труд в природе (по сезонам) и на участке.
Освоение правил безопасного поведения в природе, на улицах города, на участке.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: наблюдения, элементарное
экспериментирование, экскурсии.
Ежедневная динамическая тренировка (ходьба, бег, элементы спортивных игр и др.)
Подвижные игры.
Самостоятельная сюжетная игра.
Конструктивные игры с природным материалом в зависимости от времени года – песком,
водой, снегом.
КГН: мытье рук, полоскание рта после еды.
Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за
столом.

30

Познавательное развитие

Помощь взрослым в подготовке к обеду и уборке посуды после еды.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

13.00-15.00

Дневной сон

Социально-коммуникативное
развитие (навыки
самообслуживания)
Физическое развитие (навыки
ЗОЖ)
Художественно-эстетическое
развитие (музыка, чтение
сказки)

15.00-15.40

Пробуждение и
подъем, активизация

Физическое развитие
Социально-коммуникативное
развитие

Ленивая гимнастика.
Закаливающие процедуры.
Навыки одевания, приведения внешнего вида в порядок.
Самостоятельная сюжетная игра.

Ужин

Физическое развитие (навыки
ЗОЖ)
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие

КГН: мытье рук, полоскание рта после еды.
Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за
столом.
Помощь взрослым в подготовке к полднику и уборка после него.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Жизнедеятельность
сообщества в группе

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Физическое развитие Речевое
развитие Художественноэстетическое развитие

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
детской деятельности.
Свободная самостоятельная игра.
Самостоятельная творческая и познавательная деятельность детей.
Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.
Настольно-печатные и дидактические игры с участием взрослого.
Приведение группы в порядок.

Вечерняя прогулка

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Физическое развитие Речевое
развитие Художественноэстетическое развитие

Самостоятельная познавательная, творческая, двигательная, игровая деятельности детей
в конце дня.
Индивидуальная работа с детьми.
Прощание с педагогом и детьми.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) (индивидуальная работа).

15.40-16.10

16.10-16.40

16.40-18.00

31

Раздевание и подготовка ко сну.
Отдых организма.
Использование колыбельных при засыпании.

3.2 Годовой учебный план образовательной деятельности в клубе
«Юный гений»

Предметные
области

Количество
часов,
младший
дошкольный
возраст
Н
Г

Легоконструирование
(ЛЕГО)

1

Образовательный
объем нагрузки в
неделю (минут)

20

35

Количество
часов, средний
дошкольный
возраст

Н

Г

1

35

25

Количество
часов,
старший
дошкольный
возраст
Н
Г

1

30

35

Количество часов,
подготовительный
к школе возраст

Н

Г

1

36

30

3.3. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды кабинета
В ФГОС ДО зафиксированы критерии к развивающей предметнопространственной среде, которая должна быть:
✓ содержательно-насыщенной;
✓ трансформируемой;
✓ полифункциональной;
✓ вариативной;
✓ доступной;
✓ безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям
детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено
средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),
соответствующими материалами, в том числе расходными игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии
со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает: игровую,
познавательную, творческую активность воспитанников; двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
наличие полифункциональных предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности.
32

Вариативность
среды
предполагает:
наличие
различных
пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую
сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих
активность детей.
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в
том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к
материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в
том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности
детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
построена с учётом национально-культурных, климатических условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных
особенностей детей.
Материально-техническое обеспечение
В целях результативности обучения детей по Программе, особое
внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном
учреждении интерактивной развивающей предметно-пространственной
среды. Она позволяет вовлечь детей в близкие им виды деятельности и
манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать
благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических
фактов и зависимостей на специальных занятиях, организовать активную
самостоятельную поисковую деятельность каждого ребенка в повседневной
жизни.
− столы, стулья (по росту и количеству детей);
− демонстрационная магнитная доска;
− демонстрационный столик;
− ковер;
− технические средства обучения (ТСО) - мультимедийный комплекс;
− интерактивная доска;
− презентации и учебными фильмами (по темам занятий).
3.4. Обеспечение общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Информационное обеспечение
Обучающие интерактивные игры, ролики используются в основном на
итоговых занятиях, для закрепления материала в рамках образовательной
деятельности, либо дома с родителями (законными представителями).
33

Также в занятия включены физкультминутки, которые имеют
музыкальное сопровождение (аудиозаписи и видеоролики).
Основными источниками информационного обеспечения являются
следующие сайты и интернет-каналы:
https://infourok.ru/konspekti-zanyatiya-polegokonstruirovaniyu-dlyadetey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2860440.html
Казакова О.А. Рабочая программа Центра развивающих игр
«Леготека». https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/09/05/legokonstruirovanie-vdetskom-sadu
Назарова
В.
«Лего-конструирование
в
детском»
https://www.maam.ru/detskijsad/konstruirovanie-v-detskom-sadu-808834.html
Пуненко Т. Конспект занятия по лего-конструированию.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-legokonstruirovaniyu-vstarsheigrupe-tema-labirint.html
Сорокина М.В. Конспект занятия по лего-конструированию.
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2017/09/06/konspektzanyatiya-po-lego-konstruirovaniyu
Фоминых Н. Как провести занятие по лего-конструированию в детском
саду.
https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lego-konstruirovanie-v-detskomsadu.html
Кадровое обеспечение
Обучение детей по ДООП «Юный Гений» обеспечивает педагог
дополнительного образования I квалификационной категории Суворова Юлия
Алексеевна.
Образование: высшее. 2010 г. – Екатеринбург Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет», квалификация
«Экономист», по специальности «Экономика труда». Сведения о
профессиональной переподготовке:
2014 г. - Академия профессионального образования ООО «Центр
Проблем Детства». Специальность: «Педагог дошкольного образования», 710
часов.
Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года):
2019 г. - Всероссийский научно-образовательный центр «Современные
образовательные
технологии»
по
программе
дополнительного
профессионального образования «Современные подходы к методикам
преподавания курса «Робототехника» в организации дополнительного
образования», 16 часов.
2020 г. - ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический
университет»
по
дополнительной
профессиональной
программе
«Организация образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях ФГОС
ДО», 72 часа.
2020 г. - ООО «Центр инновационного образования и воспитания» по
программе повышения квалификации «Профилактика коронавируса, гриппа и
34

других
респираторных
вирусных
инфекций
в
образовательных
организациях», 16 часов.
Общий стаж работы: 24 года. Стаж педагогической работы/стаж
работы по специальности: 5лет/5 лет.
Участие педагога в конкурсном движении:
− 2019 г. – Межрегиональное методическое объединение
учителей «Эврика», Общероссийский конкурс методических разработок
уроков (занятий) и внеклассных мероприятий для педагогов и обучающихся
«Лучшаяразработка детской игры в ДОУ, ДО!» - диплом I степени;
− 2020 г. – МБУ ДО «ЦВР «Социум»» Администрации Кировского
района города Екатеринбурга Фестиваль «Поэзия Победы» 2020 – диплом 1
категории;
− АНОО «Академия образования взрослых «Альтернатива»»:
Всероссийский сетевой конкурс «Презентации в образовательном процессе
«Презентации в работе с родителями в дошкольном образовании – диплом
Победителя;
− Всероссийский
сетевой
конкурс
«Презентации
в
образовательном процессе «Презентации в работе с детьми в дошкольном
образовании – диплом Победителя; Всероссийский сетевой конкурс
«Цифровые образовательные ресурсы в профессиональной деятельности» диплом Победителя;
− 2021 г. – Международный конкурс «Лисёнок», воспитанники стали
победителями (I, II, III места).
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
1. Программное обеспечение к базовому набору конструктора
«Первыемеханизмы»;
2. Программное обеспечение к базовому набору конструктора «Lego
Education»;
3. Наборы LEGO «Duplo», «Wedo», «RoboKids», «Dacta».
4. Игрушки для обыгрывания ситуации.
Литература для детей и родителей:
1. Аллан Бедфорд. Большая книга LEGO. Издательство: Манн,
Иванов и Фербер. 2014 – 256 с.
2. Книга обо всем. LEGO - приключение в реальном мире. Серия:
LEGO Книги для фанатов. Переводчик Ремизова И.С.. Отв. ред. Волченко Ю.
Издательство «Эксмо». 2017.- 176 с.
3. Книга идей. LEGO Звездные войны. Доулан Х., Доусетт Э., Хьюго
С. Переводчик Саломатина Е. С. Издательство «Эксмо». Серия: LEGO
Звездныевойны. Книги для фанатов. 2018 – 70 с.
4. LEGO Batman Movie. Создай своего героя. Книга для творчества.
Перевод Цветкова Н. Издательство «Эксмо». Серия LEGO.2017 - 40 с.
5. LEGO. Книга Новая жизнь старых деталей. Переводчик
Аревшатян А. А. Издательство «Эксмодетство». 2018 – 200 с. 20
6. LEGO. Удивительные творения. Дис Сара. Издательство
35

«Эксмодетство». 2017 – 146 с.
7. Эпические LEGO – приключения. Дис Сара. Серия: LEGO Книги
для фанатов. Издательство «Эксмо». 2018. – 192 с. 21.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».