ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 4 ГОДА ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВАРЦАБА АЛЕКСАНДРА АНТОНОВНА Департамент образования города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района города Екатеринбурга Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 573 «Мозаика» г. Екатеринбург, пр. Решетникова, 10 а, тел. (343) 240-28-28, 240-12-733 https://573mozaika.tvoysadik.ru, mdou573@eduekb.ru Принята Педагогическим советом Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Утверждена Заведующим МАДОУ детского сада № 573 ____________Е.Б. Зубковой Приказ № 17-а от «30» августа 2023 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарнойнаправленности творческого объединения «УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» для детей от 3 до 7 лет Срок реализации 4 года Разработчик: Варцаба А. А., педагог дополнительного образования Руководитель: Евдокимова В.В., заместитель заведующего Екатеринбург 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел общеобразовательной (общеразвивающей) программы……………………………………………………………………………………….. 3 1.1.Пояснительная записка………………………………….………………………… 3 1.1.1 Цели и задачи общеобразовательной (общеразвивающей) программы………5 1.1.2 Принципы и подходы, лежащие в основе общеобразовательной (общеразвивающей) программы………………………………………………………………...5 1.1.3. Значимые для разработки и реализации общеобразовательной (общеразвивающей) программы характеристики……………………………………………...7 Особенности осуществления образовательного процесса (национальнокультурные, демографические, климатические и др.)………………………………………... 7 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении…………………………………………... 7 1.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы……………………………………………………………………………………… 10 2. Содержательный раздел общеобразовательной (общеразвивающей) программы……………………………………………………………………………………… 11 2.1. Содержание Модуля I – My English Adventure. Ticket 1……………………….11 2.2. Содержание Модуля II – My English Adventure. Ticket 2……………………... 13 2.3.Содержание Модуля III – My English Adventure. Ticket 3……………………...16 2.4. Содержание Модуля IV – My English Adventure. Ticket 4……………………..19 2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………………………………………. 24 2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………… 26 2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………………….. 29 3. Организационный раздел общеобразовательной (общеразвивающей) программы……………………………………………………………………………………… 30 3.1 Примерный режим дня для групп дошкольного возраста…………………….. 30 3.2 Годовой учебный план образовательной деятельности в творческом объединении «Увлекательный английский для малышей»…………………………………. 32 3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды кабинета………………………………………………………………………………………… 33 Материально-техническое обеспечение…………………………………………….. 34 3.4. Обеспечение общеобразовательной (общеразвивающей) программы………. 34 Информационное обеспечение………………………………………………………. 34 Кадровое обеспечение………………………………………………………………... 35 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения……………… 36 3.5. Иные характеристики содержания общеобразовательной (общеразвивающей) программы……………………………………………………………………………………… 38 1. Целевой раздел общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческого объединения «Увлекательный английский для малышей» (далее по тексту – программа, или ДООП ТО «Увлекательный английский для малышей») имеет социально-гуманитарную направленность обучения детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет и призвана обеспечить усвоение базовых основ английского языка. Актуальность общеобразовательной (общеразвивающей) программы Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Овладение иностранным языком на элементарном уровне выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Нормативные основания для проектирования и реализации общеобразовательной (общеразвивающей) программы Нормативными основаниями для проектирования и реализации ДООП ТО «Увлекательный английский для малышей» являются следующие документы: − Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. под рег. № 30384); − Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3 Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (с изменениями и дополнениями); − Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»; − Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вмесите с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); − СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28); − Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 573 «Мозаика» (далее – МАДОУ). В содержании Программы также учтены тенденции развития современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению английскому языку на уровне детского сада, и непосредственное обучение английскому языку в условиях начальной школы. С учетом этого Программа по обучению дошкольников основам грамоты предполагает несколько этапов (модулей), в зависимости от возраста детей, особенностей их психофизиологического развития: Срок освоения программы – 4 года. Модуль I – My English Adventure. Ticket 1 – младший дошкольный возраст; Модуль II – My English Adventure. Ticket 2 – средний дошкольный возраст; Модуль III – My English Adventure. Ticket 3– старший дошкольный возраст; Модуль IV – My English Adventure. Ticket 4 – подготовительный к школе возраст. Объем программы: общее количество учебных часов составляет 144: по Модулю I – 36 часов, по Модулю II – 36 часов, по Модулю III – 36 часов, по Модулю IV – 36 часов. Уровень сложности программы - «Стартовый уровень». Формы обучения – подгрупповая, индивидуальная, индивидуальногрупповая. Виды занятий – игры, беседы, викторины, творческая деятельность. Формы подведения результатов – практическое занятие, открытое занятие, викторины и т.д. − 4 1.1.1 Цели и задачи общеобразовательной (общеразвивающей) программы Цель – воспитание интереса к процессу овладения иностранным языком, развитие познавательных и языковых способностей и создание условий для успешного развития у ребенка лингвистических способностей и первого опыта элементарных навыков говорения. Задачи программы: Образовательные: 1. формировать у воспитанников речевой, языковой и социокультурной компетенции; 2. формировать навыки и умения самостоятельного решения, простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи (в рамках изученной тематики). Воспитательные: 1. воспитывать у детей устойчивого интереса к изучению нового языка; 2. воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка; 3. воспитывать чувства толерантности. Развивающие 1. развивать восприятие, внимание, языковую память, воображение, интуитивное и логическое мышление; 2. развивать фонематический слух; 3. развивать речевую культуру, а также культуру общения; 4. развивать творческие способности дошкольников в различных областях с использованием иностранного языка. Обучение детей происходит в игровой форме, что способствует активизации познавательной и творческой деятельности дошкольников, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность. 1.1.2 Принципы и подходы, лежащие в основе общеобразовательной (общеразвивающей) программы Главная задача всей работы – воспитать интерес овладения иностранным языком, развитие познавательных и языковых способностей и создание условий для успешного развития у ребенка лингвистических способностей и первого опыта элементарных навыков говорения на английском языке. Поэтому в основу программы положены следующие принципы. Принцип доступности. Доступность обеспечивается самим материалом, его организацией и методикой работы с ним. Совершенствование навыков происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения. 5 Принцип коммуникативности. Овладение каким-либо видом речевой деятельности возможно лишь при выполнении этого вида деятельности. Принцип наглядности. Овладение материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечением воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения. Принцип дифференциации и интеграции. Усвоение различных аспектов языка происходит интегрировано (установление взаимосвязи и взаимодействия различных аспектов языка), а также через взаимосвязь с различными видами искусства. Методические основы общеобразовательной (общеразвивающей) программы В образовательном процессе применяются такие педагогические технологии: Игровая технология, которая объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Их основная цель – обеспечение личностнодеятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения обучающихся в творческую деятельность. Технология дифференцируемого обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения. Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео - средства обучения. Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся. Методы, используемые при реализации программы: ✓ занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями, ✓ метод цикличности, т.е. возврата к ранее пройденному материалу, игры, как основного вида деятельности дошкольника. 6 Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения иностранным языкам: ✓ коммуникативной направленности; ✓ активации речемыслительной деятельности детей в процессе овладения языком как средством общения; ✓ повышение мотивации учения; ✓ индивидуальному подходу к детям; ✓ техническому оснащению учебного процесса. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации общеобразовательной (общеразвивающей) программы характеристики Особенности осуществления образовательного процесса (национальнокультурные, демографические, климатические и др.) Программа строится на комплексном интегрированном решении целей и задач образовательных областей. Цели и задачи одних образовательных областей решаются внутри и в рамках всех остальных образовательных областей. Интеграция образовательных областей не является самоцелью. Она направлена на достижение логической взаимосвязанности и практической направленности содержания образования. Интегрированный комплексный подход к содержанию образования обеспечивается посредством погружения в тему, решением воспитательных и образовательных задач в различных видах деятельности. Содержательная связь между разными образовательными областями позволяет интегрировать образовательное содержание при решении образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Становление различных сфер самосознания ребенка происходит на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности приуральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций. Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается в интегрированных формах, через организацию совместной, самостоятельной деятельности. Образовательный процесс осуществляется с учетом: - национально-культурных традиций; - климатических особенностей; - демографических особенностей; - материально-технической оснащенности ДОУ; - предметно-развивающей среды. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении Возрастная адекватность программы – один из главных критериев выбора педагогами МАДОУ форм образовательной работы и видов детской 7 деятельности. Педагогическим коллективом в ходе разработки и реализации Программы учитываются возрастные характеристики детей дошкольного возраста каждой возрастной категории, которые представлены авторами Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»/науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ.ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой–5-е изд., перераб. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г. В характеристике особенностей развития детей той или иной возрастной категории отражены основополагающие направления (линии) развития ребенка. В них заданы такие показатели, которые характеризуют наиболее существенные стороны его развития на каждом возрастном этапе. 1. Современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлого века: в их сознании доминирует смысловая сфера. 2. Становление и развитие смысловой сферы детерминировано культурно-историческими условиями жизни, смыслом определённых воздействий, фактов, явлений, окружающей ребенка действительности. 3. Основой порождения смыслов и источником зарождения смысловой сферы выступает эмоционально-личностное общение с ребенком матери (и близких взрослых). 4. В ходе эмоционально-личностного общения ребенка с матерью происходит осмысление ситуаций, связанных с переживаниями и активностью внутреннего мира, осмысление коммуникативных номинаций (высказываний), что стимулирует развитие коммуникации (вербальной и невербальной). 5. Современные дети обладают новым типом сознания – системносмысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. Учитывая, что смысловая сфера выступает одновременно интегративной основой личности, структурным элементом сознания и деятельности (Д.А. Леонтьев), её генезис следует рассматривать с позиции комплексного развития личности и сознания в ходе овладения ребенком разными видами детской деятельности. Именно ориентация современного ребенка на смысл и стала ключевым звеном при разработке данной программы, так как содержание образования должно определяться содержанием потребностей и возможностей детей. При разработке программы учитываются и возрастные характеристики современных детей по данным исследований, проведенных в рамках Проекта ЮНЕСКО «От младенчества до школы». Дошкольники: комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); выше уровень интеллекта (высокий уровень составляет 130 IQ, а не 100; раньше такой IQ встречался у одного ребенка из десяти тысяч); дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее 8 удовлетворения, если не получает необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Современные дошкольники не испытывают стресса при контакте с техникой (Интернетом, компьютером, мобильным телефоном и пр.) и воспринимают их как реальный источник информации. Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Таким образом, при разработке программы учитывается, что с поправкой на индивидуальные особенности, уникальность личного социального опыта и индивидуальную траектории развития, современный ребенок обладает: − достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций; − памятью достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте; − мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и событиями; − речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в отношения разного уровня и направленности; − исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий; − сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как субъекту социальных отношений; − внутренней позицией, которая, в основном будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям, что соответствует тем потенциальным способностям, которыми должен обладать человек для развития и саморазвития, для реализации в сотрудничестве и самореализации в 9 самостоятельно выбранных видах деятельности. Программа определяет содержание и организацию воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Язык обучения и воспитания Наименование показателей Численность воспитанников - всего в том числе обучалось и воспитывалось на языках народов Российской Федерации русский Численность воспитанников, чел. 150 150 1.2 Планируемые результаты освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы К концу освоения программного содержания ребенок может достичь следующих результатов. Метапредметные результаты. Имеет представление о культуре, традициях и обычаях своей Родины и страны изучаемого языка. Личностные результаты: − излагает свои мысли, потребности, отношения, намерения и желания в речевой форме, в том числе с использованием элементарных средств английского языка; − участвует в совместной деятельности со сверстниками; − развивается устойчивый интерес к изучению иностранного языка на последующих ступенях образования. Предметные результаты: умеет чисто и правильно произносить английские звуки; умеет правильно интонировать высказывания на английском языке; знает все буквы английского алфавита; обладает сформированным словарным запасом на английском языке для того, чтобы называть и описать предметы, объекты и явления окружающего мира; составляет предложения в форме простых фраз с сообщением о себе, своей семье, своих предпочтениях и умениях. 10 2. Содержательный раздел общеобразовательной (общеразвивающей) программы 2.1. Содержание Модуля I – My English Adventure. Ticket 1 Содержание данного этапа обучения реализуется с детьми младшего дошкольного возраста. В Модуле I – My English Adventure. Ticket 1 дети: ✓ знакомятся с новой лексикой и речевыми структурами; ✓ формируют умение воспринимать английскую речь на слух. Содержание учебного (тематического) плана № 1 2 Тема Lesson 1. Приветствие 3 4 Lesson 2. Прощание 5 Lesson 3. Части тела 6 7 Lesson 4. Повторение 8 Lesson 5 9 10 Lesson 6. В гостях у Винни Пуха 11 Lesson 7. Семья 12 13 Lesson 8. Счет 14 Lesson 8. Семья 15 Lesson 9. Повторение 16 Lesson 10. В гостях у кенгуренка По Программное содержание знакомство с речевыми структурами (приветствие), их тренировка; развитие у детей этикетной функции общения (умения поздороваться). New words: Hello! Song: Hello, Mickey! знакомство с речевыми структурами (прощание), их тренировка; развитие у детей этикетной функции ощение (умения прощаться). New words: Bye-bye! Song: Bye-bye, Mickey! Unit 1 My body закрепление речевых структур (приветствие-прощание); знакомство с Винни Пухом и новой лексикой по теме «Тело», «Цвет». New words: head, arms, legs; blue Song: Rub, Rub Game: Turn around повторение речевых структур и изученного материала Language focus: arms Song: My arms are blue Game: Touch your head; Stand up, Sit down активизация лексики, выполнение Progressive Test. Chant: Head, arms and legs Language focus: legs Game: Touch your head; Turn around формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Winnie Pooh (мультфильм) Unit 2 My family закрепление речевых структур; знакомство с кенгуренком Poo и его семьей; знакомство с новой лексикой по теме «Семья». New words: red, mum, baby. Song: Baby, look blue! Game: Three blocks. активизация лексики по теме «Семья»; счет от 1 до 3. New words: dad; one, two, three. Song and Game: Turn around! знакомство с новой лексикой и распознавание концепта «Семья»; тренировка счета от 1 до 3. New structures: Point to … Chant: Head, leg, hand, tail. Game: Who is missing отработка умения отвечать на заданный вопрос (да/нет); выполнение Progressive Test. New words: yes, no формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Poo’s Family. 11 № Тема 17 18 Lesson 11. Животные 19 Lesson 12. Животные 20 Lesson 13. Цвета 21 Lesson 14. Повторение 22 Lesson 15. В гостях у Золушки 23 Lesson 16. Игрушки 24 25 Lesson 17. Игрушки 26 Lesson 18. Предлоги 27 Lesson 19. Повторение 28 Lesson 20. В гостях у Питера Пэна 29 Lesson 21. Еда 30 31 Lesson 22. Счет 32 Lesson 23. Еда 33 Lesson 24. Повторение Lesson 25. В гостях у Золушки и ее друзей 34 35 Новый год Рождество 36 Всего часов по модулю I Программное содержание Unit 3 Animals знакомство с Золушкой и ее друзьями; знакомство с новой лексикой по теме «Животные»; повторение цветов. New words: Cinderella; dog, mouse, bird; yellow. Song: Hello dog. Game: Who is it закрепление изученного материала (животные + цвета) и активизация его в речи. New structure: Hello my friends. Song: Help me! Game: Is it … повторение лексики по теме «Животные»; активизация счета от 1 до 3; выполнение Progressive Test. Song: Numbers. Chant: Old Macdonald had a dog. формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Cinderella’s Pets. Unit 4 Toys знакомство с Питер Пеном и его друзьями; знакомство с новой лексикой по теме «Игрушки»; повторение цветов. New words: teddy bear, train, green. Song: Teddy bear on a train. Game: Who has pencil? закрепление и отработка изученного материала (игрушки + цвета + счет); активизация изученных речевых структур в речи. New structure: Give me, please… знакомство с английскими предлогами вверх-вниз. New words: up, down Song: Up and down! повторение лексики по теме «Игрушки»; выполнение Progressive Test. Song: Three teddy bears формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Peter Pan Unit 5 Food знакомство с новой лексикой по теме «Еда» и с друзьями Золушки; повторение цветов. New words: apple, biscuit New structure: It’s a… Song: Give me! счет от 4 до 5 New words: four, five. Song: Give me! закрепление и отработка изученного материала (еда + цвета + счет); активизация изученных речевых структур в речи. New words: banana. Song: Dance, dance Chant: Biscuits and bananas повторение лексики по теме «Еда»; выполнение Progressive Test. формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Cinderella знакомство с традициями празднования в англоговорящих странах, формирование умения воспринимать английскую речь на слух Colour by numbers Song: Christmas. 36 часов 12 2.2. Содержание Модуля II – My English Adventure. Ticket 2 Содержание второго модуля обучения английскому языку реализуется с детьми среднего дошкольного возраста. В процессе освоения Модуля II My English Adventure. Ticket 2 у детей формируется: - активный и пассивный словарный запас на английском языке; - умение вежливо здороваться и прощаться с ровесниками и взрослыми; - умение вежливо выражать свое согласие или несогласие; - понимание дидактической речи педагога (в изучаемых пределах) и выполняют требуемые задания. Содержание учебного (тематического) плана № 1 2 Тема Lesson 1. Приветствие 3 4 Lesson 2. Прощание 5 Lesson 3. Части тела 6 7 Lesson 4. Счет 8 Lesson 5. Повторение 9 10 Lesson 6. В гостях у Винни Пуха 11 Lesson 7. Семья 12 13 Lesson 8. Счет 14 Lesson 8. Семья 15 Lesson 9. Повторение Программное содержание знакомство с новыми речевыми структурами (приветствие), их тренировка; развитие у детей этикетной функции общения (умения поздороваться и представиться). New words: Good morning! My name is…. Song: What is your name? знакомство с речевыми структурами (прощание), их тренировка; развитие у детей этикетной функции ощение (умения прощаться). New words: Goodbye! Song: Bye-bye, goodbye! See you next time! Unit 1 My body закрепление речевых структур (приветствие-прощание); знакомство с Винни Пухом и новой лексикой по теме «Тело», «Цвет». New words: eyes, mouth, nose; green Chant: Touch your head, touch your nose! повторение речевых структур и изученного материала, счет от 56 New words: five six Song: My body Game: Touch your head; Stand up, Sit down активизация лексики, выполнение Progressive Test. Chant: Head, arms and legs Song: 10 Fimgers. Game: Touch your head; Turn around формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Winnie Pooh’s Friends (мультфильм) Unit 2 My family закрепление речевых структур; знакомство с кенгуренком Poo и его семьей; знакомство с новой лексикой по теме «Семья». New words: mother,sister, brother. Chant: My family Game: Three blocks. активизация лексики по теме «Семья»; счет от 7 до 10. New words: father; seven eight, nine, ten. Song and Game: Turn around! знакомство с новой лексикой и распознавание концепта «Семья»; тренировка счета от 1 до 10. New structures: Point to … Game: Who is missing отработка умения отвечать на заданный вопрос (да/нет); 13 № Тема 16 Lesson 10. В гостях у кенгуренка По 17 18 Lesson 11. Животные 19 Lesson 12. Животные 20 Lesson 13. Цвета 21 Lesson 14. Повторение 22 Lesson 15. В гостях у Золушки 23 Lesson 16. Игрушки 24 25 Lesson 17. Игрушки 26 Lesson 18. Предлоги 27 Lesson 19. Повторение 28 Lesson 20. В гостях у Питера Пэна 29 Lesson 21. Еда 30 31 Lesson 22. Счет 32 Lesson 23. Еда 33 Lesson 24. Повторение Lesson 25. В гостях у Золушки и ее друзей 34 Программное содержание выполнение Progressive Test. New structure: Have you got….. New words: yes, no формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Poo’s Family. Unit 3 Animals знакомство с Золушкой и ее друзьями; знакомство с новой лексикой по теме «Домашние животные»; повторение цветов. New words: pet, cat, cow, horse. Song: Hello. Game: Who is it закрепление изученного материала (животные + цвета) и активизация его в речи. New structure: Hello my friends. Song: Help me! повторение лексики по теме «Животные»; активизация счета от 1 до 10; выполнение Progressive Test. Song: Numbers. Chant: How many fingers on two hands формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Cinderella. Unit 4 Toys знакомство с Питер Пеном и его друзьями; знакомство с новой лексикой по теме «Игрушки»; повторение цветов. New words: teddy bear, train, plane, doll, ball. Song: Teddy bear on a train. Game: What’s missing? закрепление и отработка изученного материала (игрушки + цвета + счет); активизация изученных речевых структур в речи. New structure: Give me, please… знакомство с английскими предлогами вверх-вниз. New words: on, under Song: Up and down! On and under! повторение лексики по теме «Игрушки»; выполнение Progressive Test. Song: One, two, three формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Peter Pan Unit 5 Food знакомство с новой лексикой по теме «Еда» и с друзьями Золушки; повторение цветов. New words: apple, grapes, orange, cherries; grapes. New structure: It’s a… Song: Give me! счет от 1до10, знакомство с новой речевой структурой (рассказ о своем возрасте). New structure: I’m ... years old. New words: four, five. закрепление и отработка изученного материала; активизация изученных речевых структур в речи (рассказ о своих предпочтениях). New words: melon, watermelon. New structure: I like… повторение лексики по теме «Еда»; выполнение Progressive Test. формирование умения воспринимать английскую речь на слух Story: Cinderella 14 № Тема 35 Новый год 36 Рождество Всего часов по модулю Программное содержание знакомство с традициями празднования в англоговорящих странах, формирование умения воспринимать английскую речь на слух Song: Christmas. 36 часов 15 2.3. Содержание Модуля III – My English Adventure. Ticket 3 Содержание третьего модуля обучения английскому языку реализуется с детьми старшего дошкольного возраста. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности» ребенка, особой его восприимчивости к звуковой стороне речи. Именно в этот период детей увлекают звуковые и словесные игры, приходится пик словесного творчества. В процессе освоения Модуля III My English Adventure. Ticket 3 (старший дошкольный возраст) дети учатся: − понимать инструкцию педагога по выполнению творческих заданий на английском языке; − воспринимать короткие высказывания на слух; − понимать и использовать речевые образцы; − воспроизводить 4-6 рифмовок и стишков; Особое место на данном этапе в обучении детей занимают игры. С их помощью у воспитанников пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Очень важно, чтобы игры при этом помимо методической нагрузки, сохраняли свой развлекательный и эмоционально привлекательный характер. Учебный (тематический) план Модуля III – My English Adventure. Ticket 3 № п/п Название раздела, темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Приветствие/Знакомство Животные Числительные Цвета Мебель Части тела Праздники Алфавит Семья Геометрические фигуры Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля Открытое занятие по 36 20,5 15,5 завершении Модуля 2 1 1 Опрос 3 2 1 Опрос 7 5 2 Опрос 2 1 1 Опрос 2 1 1 Опрос 2 1 1 Опрос 1 0,75 0,25 Опрос 10 6 4 Опрос 2 1 1 Опрос 1 0,75 0,25 Опрос 16 11 12 Школьные принадлежности Повторение Всего часов по Модулю III 2 2 36 часов 1 0 1 2 Опрос Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана № п/п Название раздела, темы 1 Приветствие 2 Знакомство 3 Lesson 1 «Letter A» 4 Lesson 2 5 Lesson 3 «Letter B» 6 Lesson 4 7 Lesson 5 8 Lesson 6 9 Lesson 7 Теория Unit 1 «My things» Ознакомление с речевыми структурами (приветствие), их тренировка; знакомство c героями и с новой лексикой. New words: Hello, Good morning! Stand up! Sit down! Tom, Lucy, Jojo, Miss Miles, teacher. New grammar: Point to … New structures: I’m… My name is ... Закрепление пройденного материала; знакомство с английским алфавитом (letter A); отработка произношения звука; знакомство с новой лексикой (цвета); ознакомление с речевыми структурами (согласие/отказ). New words: letter name a, Andy, apple, red, yellow, green, blue; yes/no. New grammar: How are you? I’m fine, thank you. Повторение пройденного материала; знакомство c новой лексикой; знакомство с английским алфавитом (letter B) и произношением буквы. New words: girl, boy, monkey, happy; letter name b, ball, bird. Unit 2 Our classroom Повторение изученного материала; знакомство с новой лексикой (канцелярские товары, цвета). New words: pencil, crayon, bag, book; black, white. New grammar: What’s it? It’s a… Закрепление изученного материала; цифры 2-3; знакомство с новой лексикой (мебель). New words: board, chair, table, door, window; numbers 2 and 3; letter name c, cat, cake. 17 Практика Chant: Hello, hello. Song: Lucy, Lucy, Jojo Chant: Andy has an apple. Song: Colour song Song: Happy, happy! A boy and a ball Chant: Book, book, book. Song: Count with me. Game: Clap the number. 10 Lesson 8 11 Lesson 9 12 Lesson 10 13 14 Lesson 11 Lesson 12 15 Lesson 13 16 Lesson 14 Lesson 15 17 Lesson 16 18 19 Lesson 17 20 Lesson 18 21 Lesson 19 22 Lesson 20 Lesson 21 23 New grammar: What’s this? plural s (two pencils). Знакомство с английским алфавитом (letter C) и произношением буквы. Закрепление изученного материала; знакомство с английским алфавитом (letter D) и произношением буквы; ознакомление с речевыми структурами (прощание); повторение счета от 1 до 3. New words: letter name d, dog, dinosaur; Goodbye! Unit 3 My body Знакомство с новой лексикой (части тела); тренировка счета. New words: head, leg., hand, tail, fingers New grammar: This is my… my/your, I have two hands Отработка пройденного материала; знакомство с новой лексикой (части тела). New words: eyes, ears, mouth, nose, shoulders, knees, toes Повторение и отработка изученного материала; знакомство с традициями празднования Нового года в Великобритании и с новой лексикой по даннойтеме. Знакомство с английским алфавитом (letter E) и произношением буквы. New words: letter name e; egg; elephant; big, small; eyes, ears, mouth, nose, shoulders, knees, toes. Закрепление новой лексики: цифры 4 -5; знакомство с английским алфавитом (letter F) и произношением буквы. New words: four, five; letter name f; fish. Unit 4 My family Знакомство с новой лексикой (члены семьи); знакомство с новыми речевыми структурами и их отработка. New words: mum, dad, brother, sister, grandpa, grandma. New grammar: This is my … It’s ... Grandpa has a cake. Jojo has an apple. Отработка пройденного материала; знакомство с новой лексикой; знакомство с английским алфавитом (letter G) и произношением буквы; счет от 1-5. 18 Chant: A cake and a cat. Chant: A dog and a dinosaur Game: Sit down! Song: A, b, c, d Chant: Head, leg, hand, tail. Game: Stand on one leg! Song: Shake your head! Song: Head, shoulders, knees and toes. Chant: Head, leg, hand, tail. Colour by numbers. Song: Christmas. Song: Eddie the elephant Game: How many fingers? Song: Four fish. Song: Family song. Game: Where is my mum? Poem: This little monkey. Chant: A goat and a gate. Song: Five little monkeys. 24 Lesson 22 25 Lesson 23 26 Lesson 24 Lesson 25 New words: letter name g; goat, gate; cousine, aunt, uncle. New grammar: How old are you? I’m ... Повторение изученного материала; отработка умения отвечать на заданный вопрос (да/нет). New words: yes, no Unit 5 At the Zoo Знакомство с новой лексикой (животные и характеризующие их прилагательные), отработка счета от 1 до 5, закрепление пройденного материала. New words: camel, giraffe, snake, tiger, zoo; fast, strong, tall, long. Повторение пройденного материала; знакомство с английским алфавитом (letter I and J) и произношением букв; New words: letter names i and j; ink. jug, juice. Повторение изученного материала; формирование умения воспринимать английскую речь на слух. Повторение изученного материала, знакомство с новой лексикой (животные и цифры 6-7), знакомство с английским алфавитом (letter K) и произношением буквы New words: five, six; lion, bear; letter name k; kangaroo, kite, neck. Закрепление пройденного материала. 27 Lesson 26 28 29 30 31 Lesson 27 Lesson 28 Lesson 29 Lesson 30 32 33 34 35 36 Lesson 31 Lesson 32 Lesson 33 Lesson 34 Повторение пройденного материала Всего: Story: Mouse Family. Song: The snakes at the zoo; Big and little. Game: Mime and guess the animal Chant: Ink in my pen. Story: Winnie Pooh Chant: A kite and a kangaroo. Song: One little lion Poem: Elephant. Game: Be a kangaroo Game: Bingo. 36 часов 2.4. Содержание Модуля IV – My English Adventure. Ticket 4 Содержание Модуля IV реализуется с детьми подготовительного дошкольного возраста. В процессе освоения Модуля IV My English Adventure. Ticket 4 у детей: - словарный запас составляет уже более 50 слов; - приобретается стойкая мотивация к изучению языка; - ребенок умеет объясняться на английском языке в рамках изученного материала, выражать свое мнение и кратко рассказывать о себе и своей семье. 19 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Учебный (тематический) план Модуля IV Количество часов Всего Теория Практика Название раздела, темы 36 Приветствие Знакомство Животные Числительные Цвета Одежда Еда Мои игрушки Праздники Алфавит Повторение Всего часов по Модулю IV: 1 1 5 2 8 2 3 2 1 9 2 36 часов 13,75 22,25 0,5 0,5 3 1 4 1 1,5 1 0,75 0,5 0,5 0,5 2 1 4 1 1,5 1 0,25 0,5 2 Формы аттестации/контроля Открытое занятие по завершении Модуля Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Открытый урок Содержание учебного (тематического) плана № п/п Название раздела, темы 1 2 Приветствие Знакомство 3 4 Lesson 1 «Toys» Lesson 2 «Toys» Теория Unit 1 «My things» Разучивание речевых структур (приветствие/прощание). New words: Hello, Good morning! Stand up! Sit down! Tom, Lucy, Jojo, MissMiles, teacher. New grammar: Point to … New structures: I’m… My name is ... Знакомство с новой лексикой (игрушки), личными местоимениями (он/она). New words: teddy bear, car, monster, toy, scared; toy train, puppet, puzzle, skippingrope, doll. 20 Практика Chant: Hello, hello. Song: Lucy, Lucy, Jojo Game: Who has a ball? Art: Toy collage/ Chant: Toys. 5 Lesson 3 «Letter L, M» 6 Lesson 4 7 Lesson 5 «Letter N» 8 Lesson 6 9 Lesson 7 10 11 Lesson 8 Lesson 9 12 Lesson 10 «Letter O, P» 13 Lesson 11 14 Lesson 12 15 Lesson 13 «Letter Q» 16 Lesson 14 New grammar: he, she Song: Lucy has a teddy bear Закрепление изученного материала; повторение изученных букв (A-K); знакомство с буквами английского алфавита (letter L, M) и их произношением.New words: lollipop, lion, monkey. Закрепление пройденного материала; знакомство с новой лексикой. New words: box, video; eight, nine. New grammar: my/your, What’s in your bag/box? Знакомство с английским алфавитом (letter N) и отработка ее произношения,введение новой лексики для описания предмета. New words: nurse, nice, broken, new. Отработка пройденного материала; знакомство со сказкой на английскомязыке, разучивание стихотворения. New words: baby, bed, forest, middle sized, sleep. Unit 2 «My clothes» Знакомство с новой лексикой (одежда). New words: jumper, trousers, dress, skirt, shirt, T-shirt. Повторение пройденного материала, введение новой лексики (цвета).New words: pink, brown, orange, grey. New grammar: I have a white skirt. Отработка пройденного материала; знакомство с новой лексикой; знакомство санглийским алфавитом (letter O, P) и произношением букв. New words: letter name o and p; octopus, parrot, pizza. Закрепление пройденного материала; активизация счета от 1 до 10. New words: number 10. Знакомство с новой лексикой (одежда), закрепление пройденного материала(алфавит от a-p). New words: socks, shoes, jacket.New grammar: Put on your… Закрепление пройденного материала; знакомство с английским алфавитом (letter Q) и произношением буквы. New words: letter name q; queen, duck, quilt. Unit 3 My food Введение новой лексики (еда); знакомство с новыми речевыми 21 Song: Look at the lion. Game: Bingo. Song: What’s in my bag? Game: Feel and guess. Game: Musical letters. Poem: Baby bear. Story: Goldilocks and the three bear. Game: Word chain. Chant: Jumper, trousers, dress, dress. Game: I see something green. Song: Look at me. Game: Mystery words. Chant: Orange octopus, The parrot has a pizza. Song: 1, 2, 3, 4, 5. Game: Number line. Story: Get dressed, Jojo! Chant: The queen and a quilt. Game: Write the letter in the air. Chant: Apple, biscuit, 17 Lesson 15 Lesson 16 «Letter R» 18 Lesson 17 19 20 21 Lesson 18 «Letter S, T» Lesson 19 22 23 Lesson 20 Lesson 21 24 25 Lesson 22 Lesson 23 Lesson 24 «Letter U» 26 27 Lesson 25 28 29 Lesson 26 «Letter V» Lesson 27 «Letter W» 30 Lesson 28 «Christmas» конструкциями(выражение мнения). New words: banana, biscuits, sandwiches; please, thank you.New grammar: I like … / I don’t like … Закрепление изученного материала; знакомство с буквой английского алфавита(letter R) и ее произношением. New words: rabbit, robot, fun. Отработка изученного материала, введение новой лексики. New words: carrot, cucumber, tomato, sweets, water, lunch box. Закрепление изученного материала; повторение изученных букв (A-R); знакомство с буквами английского алфавита (letter S, T) и их произношением. Отработка пройденного материала; знакомство со сказкой на английскомязыке, разучивание стихотворения. New words: wolf. Unit 4 My school Введение новой лексики (глаголы, название комнат), знакомство с личнымместоимением мы, повторение счета. New words: classroom, school; read, colour, draw, write, speak, English, picture,letter. New grammar: We read/We speak . Закрепление изученного материала; знакомство с буквой английского алфавита(letter U) и ее произношением. New words: umbrella, up. Отработка изученного материала, введение новой лексики (глаголы) New words: smell, hear, eat, see. New grammar: I smell with my nose, I eat with my mouth. Закрепление изученного материала; повторение изученных букв (A-u); знакомство с буквами английского алфавита (letter V, W) и их произношением. New words: violin. Повторение и отработка изученного материала; знакомство с 22 sandwich, banana.Song: I like apples. Game: Food game. Story: I like bananas. Game: Tap and Touch, Letter bingo. Song: Robot and Rabbit. Song: What do you have in your lunch box Game: My lunch box. Chant: Where are my socks. Game: Pass the ball. Song: Two teddies on a train. Story: Little Red Riding Hood. Song: Look at Grandma. Game: Mime and guess, Jojo says. Song: We read books at school. Chant: The uncle and the umbrella. Game: Musical letters. Song: I smell with my nose. Game: Senses. Song: The violin. Chant: Flowers windows. Colour by numbers. at the Lesson 29 31 32 Lesson 30 Lesson 31 33 Lesson 32 34 Lesson 33 35 Lesson 34 36 Всего: традициями празднования Нового года в Великобритании и с новой лексикой по даннойтеме. Отработка изученного материала, введение новой лексики (глаголы) New words: play, run, jump, break time, Stand in line. New grammar: We play, we run. Unit 5. It’s a weekend Введение новой лексики (глаголы), знакомство с новой речевой конструкцией (могу/не могу), повторение изученного ранее материала (числительные, цвета).New words: ride, swim, climb, tree, bike, football, weekend. New grammar: can’t/ can Закрепление изученного материала; знакомство с буквой английского алфавита(letter X) и ее произношением. New words: ox, fox. Введение новой лексики (глаголы), знакомство с новой речевой конструкцией (могу/не могу), повторение изученного ранее материала (числительные, цвета).New words: throw, kick, hit, and catch. New grammar: Simon can/can’t throw the ball, Throw the ball to Peter. Закрепление изученного материала; повторение изученных букв (A-u); знакомство с буквами английского алфавита (letter Y, Z) и их произношением. New words: yogurt, yo-yo, zebra. 36 часов 23 Song: Christmas. Chant: Break time. Game: Look and do. Story: I can climb a tree. Poem: I can do anything! Game: I can/ I can’t! Chant: Ox and a fox in the box. Game: Musical animals. Game: Can you catch the ball, Throw the ball. Song: I can catch the big, red ball. Song: The violin. Chant: Flowers at the windows. 2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Культурные практики ребенка Культурные практики обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Эти идущие от взрослого виды деятельности, в отличие от собственной активности ребенка, называют культурными практиками. К ним мы относим игровую, продуктивную, познавательноисследовательскую деятельность и коммуникативную практику (последняя в дошкольном возрасте выступает как взаимодействие игрового или продуктивного, или исследовательского характера). Именно в этих практиках появляется и обогащается внутренний план действия, оформляется замысел, который становится артикулированным (словесно оформленным, осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к результативности (воплощению артикулированного, оформленного замысла в определенном продукте – результате). Родственность игровой, продуктивной и познавательноисследовательской деятельностей заключается в том, что все они имеют моделирующий (репрезентирующий) характер по отношению к реальности. Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по-своему «прорывает» первоначальную ситуационную связанность и процессуальность ребенка. Игровая деятельность – ведущая деятельность дошкольного возраста. В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др. Игра способствует произвольному и волевому развитию ребенка, а именно: ✓ в игре внимание (ориентировка) ребенка направлено не на результат действия (получение итога, как в продуктивном действии), а на его процесс и связанные с ним способы его осуществления; ✓ в ролевой игре в коллективе детей рождается произвольное поведение, позволяющее ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно; ✓ в игре дети выделяют и осознают определенные социальные 24 нормы и требования и учатся им подчиняться; подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли (иначе говоря, игра как бы переводит требования взрослого в потребность самого ребенка). И это очень важно, ибо для истинной воли как раз характерно, что объективно существующее требование, правило или социальная норма выполняются не по внешнему принуждению, а по собственному желанию, как бы в порядке самопринуждения. Игра как раз требует от ребенка самопринуждения. В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем. Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение. Игра помогает ребенку учиться сочувствию, которое он проявляет в играх-драматизациях. Фактически игра – это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка. Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым (или другими детьми, умеющими играть), которые показывают ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Вместе с тем, строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно (создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли); взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный участник. Поняв способ построения игры, ребенок начинает делать это самостоятельно, т.е. осуществляется принцип активности и инициативности в развитии. Сюжетно-ролевая игра не должна быть педагогически организованным процессом, когда детям задается сюжет и расписываются роли, при этом инициатива детей сведена к минимуму и воспитателя не интересует, хочется ребенку в это играть или нет. При такой организации игры может не возникнуть игровая мотивация, без которой игра не будет являться деятельностью. Только свободная игра, когда сюжет рождается в голове ребенка, и он действует в игре исключительно по своей воле (это не мешает ему сообразовывать свои действия с действиями других участников игры), т.е., когда игра имеет смысл и, по сути дела, становится самодеятельностью, только такая игра будет способствовать психическому и личностному развитию ребенка. Методика преподавания занятий должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей структуры лингвистических особенностей детей и быть направлена на их развитие. Занятия иностранным языком должны быть осмыслены преподавателем как часть общего развития личности ребенка и связаны с его сенсорным, физическим и интеллектуальным воспитанием. Обучение иностранному языку должно носить коммуникативный характер, когда ребенок овладевает языком как средством общения, а не просто усваивает отдельные слова и речевые образы, а учится 25 конструировать высказывания по известным ему моделям в соответствии с возникающими у него коммуникативными потребностями. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать положительную психологическую установку у ребенка на иноязычную речь. На начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского и закладываются основы произношения. Необходимо создать положительную психологическую установку у ребенка на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра. Игры на уроке должны быть изолированными и эпизодическими. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды деятельности обучения языку. В основе игровой методики лежат создание игровой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли. Обучение иностранному языку в детском саду направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения. Но невозможно овладеть языком без усвоения отдельной лексики, потому что основной материал языка – это лексика, слова. Ребенок не научится говорить связным текстом, если его словарный запас будет мал. В данной работе мы попытались осветить основные приемы активизации лексики английского языка. Изучив литературу по теме, можно с уверенностью сказать, что дошкольники обладают способностью к быстрому освоению лексики. Но обучение лексики должно быть поэтапным: знакомство со словом, его закрепление, употребление в видах речевой деятельности. Все лексические единицы должны быть продемонстрированы наглядно. Если задания по усвоению лексики разнообразны, интересны, то они будут хорошо запоминаться. Таким образом, дошкольный возраст уникален для овладения иностранного языка, поэтому просто необходимо это использовать. Изучив основной лексический материал в детском саду, в школу дети придут с определенными навыками и умениями, уже полностью готовые к чтению и письму. 2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы Младший дошкольный возраст Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо. 1. Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка. 2. Рассказывать детям об их реальных, а также будущих достижениях. 26 3. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей. 4. Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу. 5. Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей. 6. Способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости. 7. В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе. 8. Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог). 9. Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям. 10. Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков. 11. Создавать на занятиях положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность. 12. Всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности. Средний дошкольный возраст Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы необходимо. 1. Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к попыткам внимательно, с уважением. 2. Обеспечивать для детей возможности осуществления их желания примеривать на себя разные роли. 3. При необходимости осуждать негативный поступок, действие ребенка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой. 4. Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых. Старший дошкольный возраст Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива. 27 Для поддержки детской инициативы необходимо. 1. Создавать на занятиях положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку. 2. Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей. 3. Поощрять желание выполнять самостоятельно какое-либо задание, учиться чему-любо, обращать внимание детей на полезность проделанной ими работы для них самих, других или ту радость, которую ее результат доставит кому-то (например, прочесть текст маме, бабушке, папе, другу). 4. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. 5. При необходимости помогать детям в решении проблем при выполнении заданий. Подготовительный к школе возраст Приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо. 1. Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования результата деятельности. 2. Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности. 3. Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников. 4. Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов. 5. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами. 6. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. 7. При необходимости помогать детям в решении проблем при выполнении заданий. 8. Создавать условия и выделять время для самостоятельной деятельности детей по интересам. 9. Красиво оформлять самую аккуратную рабочую тетрадь. 10. Приглашать для выполнения задания к доске (но обязательно 28 преподносить приглашение выполнить задание у доски или на панно, как очень значимую деятельность, которой награждается ребенок за хорошие успехи в обучении). 2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога. Формы работы с родителями: 1. ознакомление родителей с Программой, содержанием и её эффективностью; 2. проведение родительских собраний «Английский язык в детском саду», «Путешествуем с английским», «Английский дошкольникам?», «Английская литература и фольклор, рекомендуемая дошкольникам»; 3. проведение практикумов «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»; 4. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей; 5. проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей; 6. разработка памяток для родителей «Страноведение и дошкольники», «Раннее обучение иностранному языку», «Как стать полиглотом в дошкольном возрасте» и т.п.; 7. анкетирование родителей с целью выявления ребёнка и его особенностей. 29 3. Организационный раздел общеобразовательной (общеразвивающей) программы 3.1 Примерный режим дня для групп дошкольного возраста Время Режимные моменты Направления развития (ОО) 7.00, 7.30-8.10 Прием детей Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие 8.20-8.50 9.00-10.30 11.00-12.30 12.40-13.00 Завтрак Жизнедеятельность сообщества в группе Содержание деятельности Индивидуальные приветствия педагога и детей, коллективное планирование дня. Самостоятельная деятельность детей, свободная игра. Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями (индивидуальная работа). Утренняя гимнастика. Физическое развитие (навыки ЗОЖ) Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Дневная прогулка Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Обед Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Познавательное развитие КГН: мытье рук, полоскание рта после еды. Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за столом. Помощь взрослым в подготовке к завтраку и уборке после него. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей. Физкультминутки. Уход за растениями в уголке природы. Помощь взрослым в подготовке к совместной деятельности и уборке после нее. Пребывание на свежем воздухе в соответствии с региональными и сезонными рекомендациями медиков. Самообслуживание: навыки одевания и раздевания. Труд в природе (по сезонам) и на участке. Освоение правил безопасного поведения в природе, на улицах города, на участке. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: наблюдения, элементарное экспериментирование, экскурсии. Ежедневная динамическая тренировка (ходьба, бег, элементы спортивных игр и др.) Подвижные игры. Самостоятельная сюжетная игра. Конструктивные игры с природным материалом в зависимости от времени года – песком, водой, снегом. КГН: мытье рук, полоскание рта после еды. Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за столом. Помощь взрослым в подготовке к обеду и уборке посуды после еды. 30 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. 13.00-15.00 Дневной сон Социально-коммуникативное развитие (навыки самообслуживания) Физическое развитие (навыки ЗОЖ) Художественно-эстетическое развитие (музыка, чтение сказки) 15.00-15.40 Пробуждение и подъем, активизация Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Ленивая гимнастика. Закаливающие процедуры. Навыки одевания, приведения внешнего вида в порядок. Самостоятельная сюжетная игра. Ужин Физическое развитие (навыки ЗОЖ) Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие КГН: мытье рук, полоскание рта после еды. Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за столом. Помощь взрослым в подготовке к полднику и уборка после него. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Жизнедеятельность сообщества в группе Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Свободная самостоятельная игра. Самостоятельная творческая и познавательная деятельность детей. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах. Настольно-печатные и дидактические игры с участием взрослого. Приведение группы в порядок. Вечерняя прогулка Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Самостоятельная познавательная, творческая, двигательная, игровая деятельности детей в конце дня. Индивидуальная работа с детьми. Прощание с педагогом и детьми. Взаимодействие с родителями (законными представителями) (индивидуальная работа). 15.40-16.10 16.10-16.40 16.40-18.00 31 Раздевание и подготовка ко сну. Отдых организма. Использование колыбельных при засыпании. 3.2 Годовой учебный план образовательной деятельности в творческом объединении «Увлекательный английский для малышей» Предметные области Количество часов, младший дошкольный возраст Количество часов, средний дошкольный возраст Количество часов, старший дошкольный возраст Количество часов, подготовительный к школе возраст Н Г Н Г Н Г Н Г Английский язык 1 36 1 36 1 36 1 36 Образовательный объем нагрузки в неделю (минут) 20 25 30 32 30 3.3. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды кабинета В ФГОС ДО зафиксированы критерии к развивающей предметнопространственной среде, которая должна быть: ✓ содержательно-насыщенной; ✓ трансформируемой; ✓ полифункциональной; ✓ вариативной; ✓ доступной; ✓ безопасной. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает: игровую, познавательную, творческую активность воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности. Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 33 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть построена с учётом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей. Материально-техническое обеспечение 1. Столы и стулья для детей, соответствующие возрасту и росту детей(6 столов, 14 стульев); 2. доска учебная; 3. демонстрационный алфавит; 4. магнитная азбука (раздаточный материал); 5. ИКТ – проектор, интерактивная доска, музыкальный центр; 6. индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки; 3.4. Обеспечение общеобразовательной (общеразвивающей) программы Информационное обеспечение Обучающие интерактивные игры, ролики используются в основном на итоговых занятиях, для закрепления материала в рамках образовательной деятельности, либо дома с родителями (законными представителями). Также в занятия включены физкультминутки, которые имеют музыкальное сопровождение (аудиозаписи и видеоролики). Основными источниками информационного обеспечения являются следующие сайты и интернет-каналы: − Английский в детском саду. – http://englishhobby.ru/english_for_kids_murzinova/english_for_kids_all_lessons/ − Анимированные детские песни и сказки на английском языке. http://englishon-line.ru/audirovanie-animaciya.html − Игры для детей на занятиях по английскому. http://detsadkitty.ru/zametky/12176-igry-dlya-detej-na-zanyatiyax-poanglijskomu.html − Методические рекомендации по обучению детей английскому языку в детском саду «Toys» − http://festival.1september.ru/articles/589494// − Уроки английского языка для детей дошкольного возраста И.А. Мурзиновой. Уроки английского в детском саду. http://www.homeenglish.ru/Lessonkid.html − Обучающий интернет-ресурс British Council: http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/ − http://nota.triwe.net/children/rhymes/rhymes.htm − http://www.englishforkids.ru/ 34 − English 4 kids. http://english4kids.russianblogger.ru/ Для родителей: Английский для детей − http://www.happy-kids.ru/page.php?id=479 − http://www.tvoymalysh.com.ua/practicum/grow − http://www.bilingual.ru/articles/english.html − http://www.wonderlang.ru/anglijskij-yazyk-dlya-doshkolnikov.html − http://www.fluent-english.ru/index.php?section=music_world&id=7 Для детей: − http://www.de.mingoville.com/content/view − http://www.babyland.ru − http://myfamilyschool.narod.ru − http://www.nickjr.com/play − http://raskraska.narod.ru/azbuka/a-eng-flash.htm1 Кадровое обеспечение Обучение детей по ДООП ТО «Увлекательный английский для малышей» обеспечивает педагог дополнительного образования Варцаба Александра Антоновна. Образование: высшее. 2019 г. - ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» диплом с отличием, присвоена квалификация Бакалавр по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика. Сведения о профессиональной переподготовке: 2020 г. - Московская академия профессиональных компетенций по программе «Педагогическое образование: Английский язык в образовательных организациях», присвоена квалификация учитель, преподаватель английского языка (трудоемкость программы профессиональной переподготовки 1040 часов). Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года): 2019 г. - АНО ДПО «Институт современного образования» по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания иностранного языка (английский) детям дошкольного и младшего школьного возраста согласно ФГОС», 72 часа. 2020 г. - ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе «Организация образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО», 72 часа. 2020 г. - ООО «Центр инновационного образования и воспитания» по программе повышения квалификации «Профилактика коронавируса, гриппа и других респираторных вирусных инфекций в образовательных организациях», 16 часов. 2020 г. - ООО «Западно-Сибирский центр профессионального обучения» по программе повышения квалификации «Современный сайт 35 образовательной организации: документы, регламенты, нормы и тенденции», 144 часа. Квалификационная категория: Первая. Общий трудовой стаж: 4 года. Стаж педагогической работы – 2 года, в данной должности – 2 года, в данном учреждении – 5 лет. Приняла участие в конкурсах профессионального мастерства: − в составе ансамбля молодых педагогов Ленинского района – Лауреат XX Фестиваля «Большая перемена – 2020» на районном и городском этапах; − «ФГОС класс»: Учебный центр Натальи Хаустовой Всероссийский конкурс «ФГОС класс» Блиц-олимпиада «THE PRONOUN» – диплом Победителя (1 место); − МОП «Солнечный свет» Международный конкурс «Методические разработки педагогов» (План-конспект занятия по английскому языку для дошкольников) – диплом Победителя (1 место); − МОП «Солнечный свет» Международный конкурс «Лучшая презентация» (Мультимедийная презентация по теме «Numbers») – диплом Победителя (1 место); − МБУ ДО «Центр Внешкольной Работы «Социум»» и Администрация Кировского района города Екатеринбурга, Областной Фестиваль «Поэзия Победы» 2020 (совместно с педагогическим коллективом МАДОУ) – диплом I категории; − АНОО «Академия образования взрослых «Альтернатива» Всероссийский сетевой конкурс «Презентации в образовательном процессе» (аудиокнига «Читаем детям о Войне») - диплом Победителя; − «ФГОС класс»: Учебный центр Натальи Хаустовой, Всероссийский конкурс «ФГОС класс» Блиц-олимпиада «GLOSSARY» уровень proficiency – диплом Победителя (1 место); − АНОО «Академия образования взрослых «Альтернатива»» Всероссийский сетевой конкурс «Современная информационнообразовательная среда» (образовательный ресурс на официальном сайте учреждения «Как провести внеплановые каникулы»), совместно с педагогическим коллективом МАДОУ – диплом Победителя; − АНОО «Академия образования взрослых «Альтернатива» Всероссийский сетевой конкурс «Презентации в образовательном процессе» (презентация для занятия по английскому языку, тема «Animals») – диплом Призера. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения 1. Naomi Simmons «Macmillan English for You and Me» (в двух частях). 2. My first English Adventure, Longman 3. Английский для дошкольников и младших школьников. Упражнения, задания, тесты, советы родителям и педагогам/Л. Л.Лыкова; худож. П.В. Зараслов-Москва: АСТ,2014 36 4. Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык. М.Мозайка-Синтез,2006 5. Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку. С-П,2006 6. Земченкова Т.В. «Английский для дошкольников», М., «ВАКО», 2008. 7. Ребенок изучает английский язык: метод. пособие по английскому языку для педагогов ДОУ/под ред. О.В. Маловой.- СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013. 8. Стихи и игры на английском языке/сост. Н.И. Красюк, В.В. Красюк - Ростов н/Д,Феникс,2014 Для использования детьми: 1. карточки с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; 2. плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей» и др.; 3. индивидуальные карточки. 4. наглядный материал; 5. игры; 6. касса букв (раздаточный материал); 7. индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки; 8. тетради, наборы цветных карандашей. 37 3.5. Иные характеристики содержания общеобразовательной (общеразвивающей) программы Контроль знаний производится в соответствии с рекомендациями авторами УМК и использованием учебно-методического пособия «Диагностика определения уровня сформированности элементарных навыков общения на английском языке детей в детском саду» под ред. Н.Д. Епанчинцевой и О.А. Моисеенко. Педагогическое обследование проводится два раза в год, в начале учебного года и в конце года. В середине года педагогом осуществляется промежуточная диагностика для того, чтобы установить факт динамики в развитии речи по сравнению с началом учебного года и произвести коррекцию задач по развитию речи детей на оставшийся период учебного года. Диагностика позволяет определить содержание индивидуального сопровождения процесса развития речи детей, с отставанием или опережением возрастных показателей. Н. Д. Епанчинцева и О. А. Моисеенко выделяют следующие критерии оценки усвоения программного материала в дошкольном учреждении: Диалогическая речь. Проверяется умение задавать вопросы и отвечать на них. ✓ Высокий творческий уровень: задает более 3-х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы творческие, развернутые (сверх того, что требуется). ✓ Высокий уровень: задает более 2 вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения. ✓ Средний уровень: задает менее 2 вопросов, вопросы условноправильные, ответы не четкие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки). ✓ Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками). Монологическая речь. Проверяется умение высказаться в соответствии с предложенной ситуацией. В высказывании необходимо реализовать коммуникативные умения говорящего, оно должно соответствовать ситуации и быть связным. ✓ Высокий творческий уровень: ответ творческий (сверх того, что требуется), речь корректная, количество фраз 5 и более. ✓ Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям: речь корректная, содержит 3 и более фраз. ✓ Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы. ✓ Низкий уровень: не дает ответа. Аудирование. Проверяется умение понимать речь на слух и передавать ее содержание по-русски. 38 ✓ Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного, отгадывает загадку. ✓ Средний уровень: условно-правильно передает содержание сказанного, (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки), отгадывает загадку. ✓ Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь, не отгадывает загадку. Лексические навыки. Проверяется умение назвать лексические единицы по определенной теме. ✓ Высокий творческий уровень: ответ творческий (сверх того, что требуется), лексический запас превышает программные требования. ✓ Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все ЛЕ по каждой теме, не испытывая при этом затруднений. ✓ Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% ЛЕ по каждой теме, испытывает при этом затруднения. ✓ Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% ЛЕ по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения, не называет ЛЕ. Грамматические навыки. ✓ Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения, вопросы правильно сформулированы. ✓ Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемой программой для данного возраста, делают грамматические ошибки. Ответы не четкие, условно-правильные (содержащие грамматические ошибки), вопросы условно-правильные. ✓ Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания. Фонетические навыки. Проверяется умение четко и правильно произносить заданные звуки. ✓ Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не 39 испытывая при этом затруднений. ✓ Средний уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки произносит четко и правильно, испытывает при этом затруднения. ✓ Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки. Для подсчета результатов контроля знаний была выбрана трёхбалльная система, согласно которой 1 балл – Н (низкий уровень), 2 балла – С (средний уровень) и 3 балла – В (высокий уровень). Результаты проведенного мониторинга оформляются в таблицу. 40